Есть достаточно много доказательств того, что латвийская киноиндустрия способная, но в то же время во многих фильмах мы видим однообразие, слишком мало креативности, что говорит о медленном развитии киноиндустрии в целом, признался в интервью BNN режиссер комедии Laupīšanas 101 («Похищение 101») Каспарс Мархлевичс.
Фильм Laupīšanas 101 был снят этим летом. Мархлевичс работал над сценарием фильма почти четыре года и в этом году, наконец, смог снять его благодаря молодежной инициативе и продюсеру Гунде Бергмане. Кстати, фильм создан без бюджета.
«Именно недостаток бюджета был причиной, по которой нам приходилось изобретать различные короткие пути в процессе создания фильма. Уже во время написания сценария я понимал, что нельзя включать крупнобюджетные сцены. Конечно, было бы лучше, если бы мы могли заплатить за многие вещи в ходе съемок фильма, но в итоге мы пришли к выводу, что именно нехватка денег способствовала оригинальности и позволила фильму выглядеть более приближенным к зрителю», — подчеркивает Мархлевичс.
Говоря о доступном финансировании для кино в Латвии, создатель фильма признается, что его достаточно: «Для того чтобы сделать качественный фильм, не нужен большой бюджет. Конечно, людям надо платить зарплаты. И все же большая часть суммы уходит на спецэффекты, а для латвийских фильмов такая помпезность не нужна».
«Мы определенно можем создавать и очень хорошие фильмы не только о войне, о реальных событиях. Да, Rīgas sargi («Стражи Риги»), Sapņu komanda 1935 («Команда мечты 1935») — одни из самых популярных латвийских фильмов. Но по какой-то причине латвийская киноиндустрия опирается почти исключительно на то, что уже происходило», — говорит он.
По мнению Мархлевичса, так Латвия хочет напомнить обществу об «идентичности Латвийского государства», насколько она сильна. Но с другой стороны, такой прием тормозит развитие другие жанров кино. Нам надо делать больше шагов в неизвестных направлениях».
Создатель фильма рассказывает, что при съемке избегал преувеличенной драматизации в актерской игре. Он считает, что это один путей, наиболее часто используемых латвийскими режиссерами при создании фильмов. Кажется, будто они боятся пробовать больше новых стилей, подчеркивает режиссер Laupīšanas 101.
Между прочим, в созданном студентами фильме почти ни у одного актера не было съемочного опыта. «При написании сценария пригодилось то, что я уже придумал, кто из моих друзей сможет изобразить конкретных героев. Я пробовал «примерять» конкретную роль на кого-либо из круга знакомых, сопоставлять с чертами его характера, что также помогло избежать ненужной драматизации», — говорит режиссер. Мархлевичс считает, что недостаток опыта у актеров способствовал их старательности на съемочной площадке, он вкладывали в работу все сердце и душу.
«Для того чтобы в Латвии начать создавать фильм с нуля, нужна смелость, вера в себя и немного бесстыдства, — признается режиссер Laupīšanas 101. — Внутренний страх нужно отложить в сторону. В Латвии можно создавать хорошие и даже отличные фильмы! Да, финансовые средства определенно облегчают работу, но создавая фильм с нуля, нужно уметь работать так, чтобы было видно, что не вложенная сумма обеспечивает качество фильма». Мархлевичс надеется, что Laupīšanas 101 побудит других молодых режиссеров быть смелыми, креативными и предприимчивыми в том числе и без денежных средств.