Несмотря на то, что в правительственной декларации в отношении отрасли здравоохранения высшей целью выдвинуто намерение правительства обеспечить надежную работу системы здравоохранения, действительность, с которой сталкиваются медицинские учреждения, иная, подчеркивает руководитель Елгавской поликлиники Кинтия Барлоти.
Барлоти поясняет, что среди поставленных правительством целей есть и твердое намерение «продолжать увеличивать финансирование здравоохранение в публичном секторе», «увеличить роль первичного здравоохранения в обеспечении ориентированного на пациента здравоохранения», «способствовать стабильному развитию и привлечению медперсонала для оказания финансируемых государством услуг здравоохранения».
«Тут следует вспомнить древнюю истину — бумага стерпит все, поскольку медицинские учреждения сталкиваются с совсем другой реальностью, с сожалением осознавая, что в 2023 году кризис в медицине может лишь обостриться»,
— отмечает Барлоти.
Она подчеркивает, что «медицинскую отрасль в Латвии годами морят голодом — длинные очереди к специалистам, на обследования, постоянная нехватка медперсонала, запущенные заболевания, устаревшее медицинское оборудование.
«Последствия хронической нехватки денег можно продолжать перечислять снова и снова. К тому же мы только сейчас начали оправляться от еще одного удара — пандемии Covid-19. Сигналы от правительства о планируемом бюджете на здравоохранение в нынешнем году дают понять, что медицина и впредь останется в роли падчерицы», — отметила Барлоти, добавив, что она положительно оценивает предложение министра здравоохранения направить финансовые средства, сэкономленные другими министерствами, на укрепление здравоохранения.
Как ранее уже сообщалось, на заседании правительства в прошлом месяце министр здравоохранения Лига Меньгелсоне выдвинула предложение — направить оставшийся за год у министерств излишек средств на укрепление отрасли здравоохранения.
«На мой взгляд, такой шаг был бы похвальным, поскольку систематические проблемы в латвийском здравоохранении, о которых говорится годами, достигли сейчас критической точки».
Благодаря министру земледелия Дидзису Шмитсу, напомнившему о написанном в правительственной декларации — «продолжим повышать финансирование публичного сектора на здравоохранение, двигаясь к тому, чтобы бюджет отрасли здравоохранения составил хотя бы 12% от общих расходов госбюджета, снижая высокие прямые платежи для жителей и барьеры финансовой доступности здравоохранения», подчеркнула Барлоти.
По ее мнению, из прозвучавшей в публичной среде риторики ясно, что «никаких крупных изменений в бюджете не предвидится», и, ссылаясь на заключение Европейской комиссии, «расходы бюджета достигли максимальных потолков».
Также Барлоти поясняет, что остается лишь надеяться, что однажды у правительства будет единое осознание и понимание потребностей отрасли «Сейчас люди, определяющие будущее Латвии, не желают менять свои взгляды, поскольку система не может измениться сама по себе», — отметила считает руководитель Елгавской поликлиники.
Сейчас в госбюджете на 2023 год на здравоохранение предусмотрено выделить 1,6 млрд евро. С привлечением финансирования из средств еврофондов в размере 166,67 млн евро, финансирование здравоохранения в нынешнем госбюджете достигнет 1,8 млрд евро.
«Сейчас отчетливо обозначилось, что запланированный у всех медучреждений бюджет в 2023 году значительно снижен.
Например, по одной из позиций расходов в Елгавской поликлинике — оплачиваемое государством посещение специалиста — финансирование сократилось на 97 000 евро по сравнению с 2022 годом», — сказала Барлоти.
По ее словам, у крупных больниц сокращение бюджета достигает 15 млн евро. «К сожалению, это означает, что доступность оплачиваемых государством медицинских услуг в 2023 году снизится — попасть к врачам будет еще сложнее. Мы получим общество, страдающее от невылеченных болезней», — пояснила руководитель поликлиники.
По ее мнению, абсурдно, что государство охотнее готово оплачивать больничные листы, а не вкладывать средства в качественную и доступную систему здравоохранения. «Больное общество не способно вызывать экономический рост, а может создавать лишь расходы, — отметила Барлоти, добавив, — Мы поставлены перед фактом — вот деньги, на эту сумму и справляйтесь».