Департамент по административным делам Сената Верховного суда в конце января удовлетворил кассационную жалобу АО PKL Flote на отказ Совета по конкуренции возбуждать дело против управления Рижского свободного порта.
PKL Flote оказывало буксирные услуги в Рижском порту с 2003 года до 2011 года, когда управление порта отказалось продлевать договор с PKL Flote и обеспечило себе монопольное положение в сфере буксирных услуг в порту.
Как отметили представители PKL Flote, учитывая, что Совет по конкуренции в уже трижды наказывал Рижский свободный порт за злоупотребление доминирующим положением в отношении PKL Flote, но это никак не удержало управление порта от совершения новых нарушений, частное предприятие решило обратиться в Совет по конкуренции с просьбой начать новое дело против управления Рижского свободного порта. Однако Совет по конкуренции отказался начать даже расследование дела, указав, что Рижский свободный порт вправе решать, позволить ли оказывать буксирные услуги частным компаниям или делать это самостоятельно в условиях монополии.
«Учитывая, что такое заключение противоречит закону «О конкуренции» и судебной практике Европейского союза, компания PKL Flote обжаловала решение совета в суде. И хотя Административный окружной суд заявление PKL Flote отклонил, Сенат Верховного суда удовлетворил кассационную жалобу и поручил Административному окружному суду начать рассмотрение дела заново», — отметили представители буксирной компании.
Сенат в своем решении указал, что в деле отсутствуют какие-либо объективные, оправдывающие причины отказа управления Рижского свободного порта заключать договор с PKL Flote, чтобы предоставить компании право работать в порту. Сенат также указал, что необходимо проверить, не связано ли решение Рижского свободного порта отказать в заключении договора с PKL Flote с желанием защитить свою дочернюю компанию от эффективной конкуренции на рынке буксирных услуг в Рижском свободном порту, удержать стоимость услуг на максимально высоком уровне, чем в том случае, если на рынке действовали бы несколько конкурирующих участников, и окупить средства, вложенные в строительство буксиров.
Сенат также указал, что Совет по конкуренции совершенно не оценил обоснование отказа порта в заключении договора с PKL Flote, а отметил лишь, что отказ не является злоупотреблением доминирующим положением.
Стоит отметить, что с конца 2012 года PKL Flote через суд вернул себе право на оказание буксирных услуг в Рижском порту. Таких же прав благодаря решениям суда добились еще две частные компании, которым управление Рижского свободного порта отказывало в заключении договоров. «Однако, как только частные компании вернулись на рынок, как в 2008 году, так и теперь капитан порта издал новые требования к буксирам, которые собираются оказывать свои услуги в порту. Этим требованиям соответствуют только буксиры дочерней компании управления Рижского свободного порта», – отметили в PKL Flote.
Компания надеется, что после решения Сената Совет по конкуренции оценит и эту ситуацию, поскольку от нее в первую очередь страдают клиенты, лишенные выбора. К тому же в Рижском свободном порту отмечается нехватка буксиров, поскольку управление Рижского свободного порта оказывает буксирные услуги на построенных для Рижского порта буксирах также в порту Мерсрагса и в Вентспилсе.
Ref:000.108.108.1390