«Если бы я не участвовал в проекте цифрового телевидения, то и уголовное дело по этой сделке не возбуждалось бы», — такое мнение в среду, 14 декабря, в суде по делу о цифровом телевидении выразил экс-премьер и предприниматель Андрис Шкеле, признавший, что адвокат Янис Лозе «частично представлял» его интересы в данном проекте.
В начале заседания суда обвиняемый адвокат Лозе, по инициативе которого Шкеле был вызван давать показания, указал, что в его задачи не входит проведение допроса клиента в зале суда, однако он хотел бы услышать от Шкеле подтверждение того, что Лозе оказывал экс-политику какую-либо юридическую помощь и действовал в рамках проекта только и исключительно в интересах Шкеле.
«Отчасти да, отчасти нет», — ответил на вопрос Шкеле. Он напомнил ,что в свое время, примерно в конце 2000 года или в начале 2001 года, принять участие в проекте цифрового телевидения его пригласил бывший советник Юргис Лиепниекс. После нескольких предложений Шкеле решил обратиться к Лозе, который в течение нескольких лет представлял его интересы и был связан с рядом хозяйственных интересов принадлежащих политику предприятий.
По словам Шкеле, в проекте адвокат представлял интересы политика, связанные с получением контрольного пакета предприятия. Лишь в этом случае проект представлял для политика интерес. Бывший политик заявил, что относительно других клиентов в данном проекте Лозе следовало самому понимать, имел ли место конфликт интересов.
Затем Лозе спросил у Шкеле, стал ли он оказывать юридическую помощь в проекте цифрового телевидения и контактировать с конкретными предприятиями и лицами лишь по указанию Шкеле. В ответ Шкеле подчеркнул, что в то время у него не было сомнения в том, что проект цифрового телевидения хороший, не было мысли о том, что он создавался как мошеннический, незаконный или бесполезный для общества.
Шкеле указал, что не возражает, если Лозе предъявит соответствующие банковские выписки об оказанных услугах и даст показания, поскольку он имеет право защищать себя в данном уголовном деле, чтобы доказать свою невиновность.
Защитница бывшего финансового консультанта Шкеле Харийса Кронгорнса Гуна Каминска спросила, были ли в то время, когда Лозе был адвокатом Шкеле, между ними заключены какие-либо договоры и совершались ли какие-либо платежи. Шкеле пояснил, что договор не заключался, но у него было соглашение с адвокатским бюро, которое представлял Лозе, по которому Лозе был одним из партнеров. По словам Шкеле, Лозе был его протектором. Выплаты Лозе делались регулярно — ежемесячно в размере 5 000 долларов США.
Шкеле еще раз подчеркнул, что с упомянутым адвокатским бюро в 2000 году было достигнуто соглашение о выполнении обязанностей трастового опекуна, или управляющего, его собственностью, поскольку тогда закон требовал отчуждения имущества премьер-министра, в связи с чем оно было передано трасту. Сделку сопровождали аудиторы, а юридическую помощь обеспечивало бюро Лозе.
«В деле о цифровом телевидении между мной и Лозе существовали отношения, как между клиентом и адвокатом, именно по части получения контрольного пакета в предприятии Kempmayer, — пояснил Шкеле. — Не надо считать, будто у Лозе была на меня монополия». Шкеле также пояснил, что решал свои вопросы не только при помощи Лозе.
Шкеле также сообщил, что он не вмешивался в отношения между компаниями Kempmayer и Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs. Защитница Кронгорнса пожелала уточнить, давал ли Шкеле когда-либо распоряжение Кронгорнсу насчет получения контрольного пакета в компании Kempmayer. Бывший политик ответил отрицательно, поскольку в его обязанности не входило заниматься этим. Данным вопросом должны были заниматься Майкл Нейгл и Лозе в той степени, чтобы не нарушать рамки конфликта интересов.
Каминска также пожелала выяснить роль Шкеле в проекте цифрового телевидения и задала свидетелю вопрос: «Кто вы?» Шкеле выразил уверенность, что если бы его не было в этом проекте, то не было бы и этого уголовного дела и «эти лица не сидели бы на скамье подсудимых 14 лет».
После дачи показаний Шкеле отказался отвечать на дополнительные вопросы журналистов. Лиепниекс в свою очередь сказал, что если бы Шкеле был бы настолько смелым и откровенным несколько лет назад, в самом начале разбирательства, нынешняя ситуация была бы иной.
15 мая прошлого года суд постановил признать виновными 13 обвиняемых по делу о цифровом телевидении, приговорив семерых из них к реальному тюремному заключению, а шести назначив денежный штраф. Пять лиц были оправданы, а одно освобождено от уголовной ответственности. Суд во главе с судьей Юрисом Стукансом приступил к рассмотрению уголовного дела о цифровом телевидении 28 августа 2008 года.
Андрейсу Экису назначен штраф в размере 43 200 евро. Бывший генеральный директор Digitālais Latvijas radio un televīzijas centrs (DLRTC) Гунтарс Спунде приговорен к одному году тюремного заключения. Ему же назначен денежный штраф в размере 28 800 евро. Лозе приговорен к двум годам лишения свободы и денежному штрафу в размере 36 000 евро. Налоговому консультанту назначено наказание в виде лишения свободы сроком на два года и штраф в размере 18 000 евро.
Финансовому консультанту семейной фирмы Шкеле ООО Uzņēmumu vadība un konsultācijas Кронгорнсу суд назначил три года тюремного заключения. Бывшему руководителю бюро Шкеле, политтехнологу Лиепниексу в качестве окончательного наказания назначен денежный штраф в размере 72 000 евро. Бывшему члену правления Kempmayer Media Latvia Андрейсу Забецкису назначено три года тюремного наказания, бывшему члену правления Kempmayer Media Latvia Янису Зипсу — лишение свободы на два года и штраф в размере 25 200 евро. Бывшему члену правления Kempmayer Media Latvia Янису Сварпстонсу назначено лишение свободы на три года и денежный штраф — 25 200 евро.
Бизнес-консультант Валдис Пурвинскис оштрафован на 18 000 евро. Такой же штраф назначен бывшему государственному полномочному лицу Latvijas Valsts radio un televīzijas centrs (LVRTC) Адриансу Болдансу (Люблину), бывшему полномочному госпредставителю LVRTC и директору Национального театра Оярсу Рубенису, бывшему полномочному госпредставителю LVRTC Дидзису Йоновсу.
Бывший председатель правления LVRTC Марис Паудерс, который ранее заболел психическим расстройством, был освобожден от уголовной ответственности. Позже Паудерс скончался.
Суд оправдал бывшего директора связанной с политиком Вилисом Криштопансом компании Гинтса Банденса, двух бывших членов правления DLRTC Яниса Плумса и Алфреда Яневичса, бывшего члена правления Kempmayer Media Latvia Юриса Улманиса и адвоката Мартиньша Квепса.
Уголовное дело о цифровом телевидении связано с соглашением DLRTC и дочерней фирмы KML Kempmayer Media Latvia, которое предусматривало на нескольких этапах введение цифрового телевидения и доставку в Латвию различной специфической аппаратуры для обеспечения цифровой трансляции. Общие расходы проекта планировались в размере нескольких десятков миллионов латов.
Ref: 102.108.108. 14127