Вместо того, чтобы защищать интересы латвийских производителей и потребителей, министр земледелия от «Союза зеленых и крестьян» Янис Дуклавс заявил, что запрет на традиционные копченые продукты – раздутая проблема.
Производители копченого мяса и рыбы возмущены строгими правилами Европейской комиссии, которые определяют, что с сентября допустимое содержание бензопирена в копченых продуктах должно будет составлять не пять, а два микрограмма на килограмм. Предусмотрены строгие ограничения и в отношении других веществ, что создает ощущение, что копченая курица вреднее сигарет, сообщает портал Kas Jauns.
Крупные производители не беспокоятся – они производят продукцию, используя электричество и имитируя вкус искусственными добавками. Новые правила угрожают мелким компаниям, которые продают настоящие копченые продукты, произведенные на ольховых бревнах по древним рецептам. Конечно, можно коптить и при меньших температурах, но вкус от этого существенно изменится.
Вернувшийся в кресло министра Дуклавс не бил тревогу ни в 2011 году, когда в Европе приняли скандальные правила, ни сейчас. «Эта проблема раздута. Производители еще в 2009 году знали, что будут новые нормы. Тогда особенно активно отреагировали производители шпрот и общими усилиями мы добились того, что в этой отрасли ограничения вводиться не будут. Оснований для беспокойства не было тогда, нет и сейчас», – сказал министр.
Однако продавец копченостей ропажского крестьянского хозяйства Vārpas N Инга, работающая на Центральном рынке, в шоке от реакции министра. «Иностранцы приходят на Центральный рынок как на развлечение, поскольку у них такого нет, и натуральное копченое мясо для них – экзотика. Очень часто у нас закупаются люди, которые отправляются за границу, чтобы навестить родных или заработать. Наши копченые курочки летят даже в Таиланд», – рассказала Инга, которая обеспокоена будущим отрасли.
Поскольку на правительство особо полагаться нельзя, Латвийская ассоциация производителей и переработчиков мяса делегировала для решения проблемы руководителя Латвийского союза предприятий рыбной промышленности Дидзиса Шмитса. Он обрел хорошую репутацию, защищая от еврократов латвийские шпроты.
Пресс-секретарь Министерства земледелия Дагния Муцениеце успокаивает, что ситуация уже решается: «В министерстве уже прошло несколько собраний с производителями мясных продуктов и их неправительственными организациями. Теперь надо получить информацию, провести анализы копченостей и оценить полученные данные. Если после анализа данных Министерство земледелия придет к выводу, что новые нормы неприменимы к существующим технологическим процессам копчения, министерство обратится к Европейской комиссии».
В отличие от министра и чиновников логичное решение предложила руководитель общества Zemnieku federācija («Федерация крестьян») Агита Хаука. По ее мнению, если добиться присовения латвийским копченостям статуса национального продукта, они могут стать исключением. Министерство земледелия в лице заместителя госсекретаря Айвара Лапиньша пообещало оказать поддержку.
Нынешний министр земледелия Янис Дуклавс уже был в этом кресле с марта 2009 года до октября 2011 года. Он не раз заслуживал упреки со стороны крестьян. Однако Дуклавс в свою очередь не скупился и на ответные обвинения в адрес крестьян – виновато не министерство, а свиноводы, молочники или даже все представитель сельского хозяйства вместе взятые.
В 2009 году при разработке госбюджета выяснилось, что на субсидии для крестьян может быть выделено всего чуть больше десяти миллионов латов, что было почти в три раза меньше, чем суммы, выделявшиеся ранее. Между крестьянами тогда разразились «войны», которые привели к разделению на два фронта – на тех, кто получил деньги, и тех, кто остался ни с чем.
В сентябре 2010 года Дуклавс был вынужден оправдываться перед небольшими производителями молока, которые считали, что из-за решения министра девять миллионов латов, выделенные на поддержку молочных хозяйств были выделены не молочным кооперативам, а крупным комбинатам. Ответ министра был следующим: «Сами участники молочной отрасли никак не могут договориться о наилучшем использовании денег. Более того, в своем заявлении три молочных кооператива оперируют совершенно несовместимыми фактами и разводят демагогию».
В марте 2011 года свиноводы оказались на грани банкротства – рынок наполнился импортным мясом, а латвийские свиноводческие фермы прозябали. По словам министра, виновными были опять сами свиноводы: «Со стороны самих свиноводов не наблюдается активных действий по улучшению ситуации».
102.108.108.6539