В 2019 году ООО Rīgas Meži, принадлежащая самоуправлению, объявила конкурс на закупку услуг мобильной связи. Один из критериев конкурса — количество базовых станций, создал очевидные преимущества одному из участников, признал Административный районный суд.
В 2019 году мобильные операторы ООО Tele2 и Bite Latvija подали жалобу на закупку ООО Rīgas Meži. Компании хотели оспорить требования конкурса, которые включали в себя количество базовых станций. Однако Бюро по надзору за закупками (БНЗ) позволило продолжить закупку и оставило в силе данный критерий, поэтому компании обратились в суд.
Во время судебного разбирательства в конкурсе победил оператор мобильной связи Latvijas Mobilais telefons (LMT), с которым был заключен договор на 93 000 евро.
Однако в заявке от ООО Tele2 и Bite Latvija сказано, что разбирательство нужно продолжать и констатация противозаконности решения БНЗ необходима для того, чтобы в будущем избежать необоснованного ограничения конкуренции при помощи похожих критериев.
10 декабря этого года Административный районный суд признал решение БНЗ, вступившее в силу в ноябре 2019, противозаконным.
Его можно обжаловать в Департаменте по административным делам Сената в течение одного месяца.
Суд посчитал, что среди операторов мобильной связи нет единого мнения о том, что должно быть основным или решающим критерием для оценки доступности мобильной связи. Хотя ни одно из мнений отраслевых экспертов, учтенных судом, не указывает на то, что количество базовых станций в определенных радиочастотных диапазонах является критерием качества обслуживания, а также данный критерий не признан единственным и наиболее подходящим параметром.
Суд также постановил, что количество базовых станций не является параметром, который может гарантированно повлиять на качество услуг. По мнению суда, объективный результат зависит от многих других технических параметров: местоположение базовых станций, тип антенн, электромагнитная интенсивность радиосигнала, характер окружающей среды и другие.
Таким образом, суд пришел к выводу, что большее количество базовых станций само по себе не может предоставить заказчику достаточную гарантию того, что на одном из географических пунктов его зоны покрытия пользователь не окажется в ситуации, когда мобильная связь в нужный момент временно или постоянно будет отсутствовать из-за слабого радиосигнала.
Суд пришел к выводу, что решение БНЗ является противозаконным,
потому что требования Положения о конкурсе не соответствуют основным принципам публичных закупок, в которых предусмотрено требование – не предоставлять определенному участнику конкурса очевидные преимущества.