Связанные с коррупционным делом трамваи годами простаивают в депо, сообщает программа de facto на телеканале LTV.
До конца 2017 года в Ригу должны были быть доставлены все 20 новых низкопольных трамваев — это предусматривал действующий договор RS с чешской компанией Škoda Transportation. До конца 2018 года, когда произошли скандальные задержания по расследуемому Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией уголовному делу о возможной коррупции в закупках RS, Рига успела получить семь трамваев, но ни один из них не курсирует.
В качестве причины RS называет технические проблемы, которые мешают принять трамваи в эксплуатацию, а также неопределенность в связи с финансированием на их приобретение.
Три года назад RS получило первый из 20 новых низкопольных трамваев. Он совершил торжественный заезд, но теперь почти год простаивает в 5-м трамвайном депо RS. Подобным образом дело обстояло и с трамваем, доставленным в Ригу весной 2018 года. Он перевозил пассажиров с сентября 2018 года по июнь прошлого года, но с тех пор этот трамвай тоже стоит в депо.
Еще четыре трамвая с тремя секциями — каждый стоимостью 2,7 млн евро — были доставлены в Ригу осенью 2018 года, но в эксплуатации так и не были.
Подобную судьбу пережил и один четырехсекционный трамвай.
«В то время, когда передавались трамваи, мы не получили полную техническую документацию, где была бы видна верификация, проверки и тесты. Поэтому мы остановили прием трамваев. (…) Работая совместно с представителями Škoda, мы решили очень много проблем, но часть проблем еще осталась. Одна связана с системой IBIS, которая некорректно передает данные от трамвая в центральный диспетчерский пункт. Кроме того, у нас есть претензии к исполнительной документации, а также к чисто практическому исполнению именно тормозных систем. Поэтому принятие задерживается», — пояснил директор отдела техподдержки RS Ингварс Шниквалдс.
Низкопольные трамваи, закупленные еще раньше, сейчас курсируют только по 1-му маршруту — от Юглы до Иманты.
Руководитель RS Джинета Иннуса подчеркивает, что RS понадобятся новые трамваи: «Мы сейчас находимся лишь в процессе переговоров о том, каким будет окончательный объем — сможем ли реализовать доставку всех предусмотренных договором трамваев, либо будем работать над различными вариациями соответственно фактическим возможностям. Я сейчас не хотела бы комментировать, каким будет окончательное решение, поскольку мы анализируем различные варианты выхода из ситуации. Скорее всего, мы этом году мы ее решим».
Читайте также: Оставлено в силе решение СК об участии Rīgas satiksme в запрещенном сговоре
Иннуса также признала, что у RS имеются определенные проблемы с финансированием, поскольку Северный инвестиционный банк в свое время лишил RS выделенного ранее займа в размере 60 млн евро.
«Ни для кого не секрет, что именно из-за финансовой ситуации RS сейчас находится не в лучшем положении, чтобы сразу купить и заплатить за все трамваи. Поэтому поставки и принятие трамваев в экспллуатацию рассматриваются комплексно: договор, исполнение договора обеими сторонами, в том числе поставщиком, историческая сторона всего этого договора и фактические возможности финансировать эти трамваи», — сказала Иннуса.
Глава предприятия предполагает, что Škoda Transportation очень вяло обеспечивает поставки запчастей, чтобы оказать влияние на RS:
«С другими трамваями этого же производителя есть очень серьезные проблемы с поставками запчастей. Запчасти не поставляются даже в течение 360 дней. Представьте, в течение года невозможно получить запчасти. Это параллельный вопрос, который мы решаем, конечно же, в рамках данного договора».
БПБК утверждает, что в рамках уголовного процесса RS продолжается активная следственная работа.