Реклама азартных игр за пределами мест их проведения в Латвии запрещена. При этом нарушителей правил, особенно в Интернете, никто не ловит. Ведомства по надзору за азартным играми считают, что запрещающая рекламу норма не работает в нужной мере и предлагают смягчить ограничения, сообщает телепередача de facto.
Обязанность по надзору за рекламой азартных игр делят между собой два ведомства — Центр защиты прав потребителей (ЦЗПП) и Национальный совет по электронным СМИ (НСЭСМИ).
Однако руки НСЭСМИ слишком коротки, если телеканалы зарегистрированы за пределами Латвии. Тогда невозможно наказывать. De facto заметила, что рекламы азартных игр есть, к примеру, в эфире зарегистрированного в Великобритании телеканала Discovery.
Британский регулятор пояснил НСЭСМИ, что программы, которые ретранслируются в Латвии, задуманы не только для Латвии, но и для тех стран, где такая реклама разрешена.
Если НСЭСМИ пытается вылавливать рекламу на ТВ, то для ЦЗПП это не приоритет. Однако именно ЦЗПП должен наказывать виновных за ненадлежащую рекламу на спортивных мероприятиях и интернет-страницах.
Например, логотип развлекательного блога Fenikss Fun очень напоминает игровые залы Fenikss Laimētava. Сайт зарегистрирован в Венесуэле. Совладелец игровых залов Fēnikss Янис Зузанс не дал четкого ответа, есть ли какая-то связь у его компаний с этим блогом. «Мы заметили визуальное сходство названия и бренда сайта fenikssfun.com с нашим брендом. На этом сайте не проводятся и не рекламируются азартные игры, поэтому мы не считаем, что это помогает в рекламе наших услуг как владельца товарного знака Fenikss Laimētava», — письменно ответил Зузанс.
У крупнейших спортивных федераций есть договоры с тотализаторами – Optibet, Olybet, Synotip. Их рекламы появляются на сайтах и мероприятиях федераций или чемпионатов. Реклама тотализаторов есть и в спортивных рубриках крупнейших новостных порталов, отмечается в телепередаче.
На сайте ЦЗПП написано, что реклама азартных игр запрещена на новостных порталах.
Руководитель ЦЗПП Байба Витолиня поясняет, что в последние годы этот вопрос не входил в круг приоритетов ЦЗПП. Никто активно не жаловался, даже Инспекция по надзору за лотереями и азартными играми на побуждала активнее заниматься этим. Руководитель ЦЗПП Витолиня считает, что именно самой инспекции следует заниматься надзором за рекламой.
Игровой бизнес считает, что в Латвии следует обеспечить возможность рекламировать интерактивные азартные игры. С этим согласна и руководитель инспекции Сигне Бирне: «Регулирование рекламы крайне недостаточное. Сказать в законе одним предложением, что это запрещено, — мало. Предприниматели довольно находчивые, сообразительные и придумывают разные способы, как рекламировать себя, а штрафы не всегда можно применять».
Инспекция по азартным играм собирается предложить Министерству финансов разрешить рекламу, но при этом конкретнее описать ситуации, когда она запрещена.