Наценка на продовольственные продукты в магазинах обоснованная. При этом жителям, при оценке ее размера следует учитывать роль всех участвующих в обороте продовольственных продуктов сторон и процесс ценообразования, указывают представители отрасли.
Например, председатель правления ООО Latvijas Tirgotāju savienība (LaTS) Раймондс Окманис пояснил, что надбавка на товары в размере около 100% встречается очень редко.
По его словам, это возможно в сегменте непродовольственных товаров, где товар закупается в крупных упаковках, а продается поштучно, например, болты.
Также он подчеркнул, что наценка на продовольственные товары всех групп строго контролируется компанией, поскольку, чтобы покупатель покупал товары и приходил снова в магазины LaTS, цены на товар должны соответствовать рыночной ситуации. В противном случае магазин теряет конкурентоспособность.
«Лучше всего покупать аукционные товары. Наценка на акционные товары составляет от 5%»,
— сказал глава LaTS, добавив, что иногда товары продаются по себестоимости, а иногда цена бывает еще ниже.
Он подчеркнул, что наценка LaTS на товары актуальных для общества групп товаров выбирается особым образом. Так, например, на хлеб она составляет около 20%, на молоко и молочную продукцию — от 15 до 25%, на свежее мясо — около 30%.
Наценка на мясо связана с потерями веса продукции, возникающими при распаковке мяса из транспортной упаковки — оно высыхает и становился легче, объяснил Окманис.
В то же время наценка на овощи и фрукты составляет около 25-30%, а наценка на товары непродовольственной группы может превышать 30%.
Это связано с тем что магазины LaTS — в первую очередь, продовольственные, где непродовольственные товары составляют дополнительный ассортимент.
По словам Окманиса, в отдельных супермаркетах акционные товары предлагаются по очень хорошим ценам, но если продукта в соответствующем магазине нет, покупатель может выбрать другой аналогичный товар без скидки и дороже по цене.
«Поэтому я бы рекомендовал смотреть ценовые предложения магазинов в целом, а не только отслеживая товары, продающиеся по акции», — сказал бизнесмен.
Он также добавил, что магазин работает с теми товарами, которые поставляет поставщик или оптовый торговец. Исключение — это товары, которые компания импортирует от производителей. Наценка формируется на основании цены производителя.
«Меняется закупочная цена, меняется и цена на прилавке», — прокомментировал руководитель торговой сети, отметив, что
если покупатель видит в магазине внезапный скачок цен, это говорит о том, что старый привоз закончился, и поставщик поднял закупочную цену.
Также он признал, что ощущение покупателей, будто цены стали очень высокими может быть вызвано маркетинговыми трюками отдельных магазинов — цена на товары отдельных групп повышается, а затем в период акций она стремительно понижается, например, на 30-40%.
В целом Окманис считает наценки обоснованными.
Руководитель отдела маркетинга и общественных отношений ООО Rimi Latvia Кристине Циемите указала, что в дискуссиях о ценах или наценках на товары следует еще раз напомнить о том, что цены образуются под влиянием всех звеньев цепочки поставок: фермер, выращивающий продукцию; производитель, перерабатывающий ее и оправляющий торговцу, а также торговец который дальше распространяет продукцию по магазинам и покупателям.
«Часто не всем из этих этапов уделяется должное внимание, и дискуссии иногда выглядят как очерняющие торговцев кампании»,
— подчеркнула Циемите.
Она также отметила, что у каждого продукта или категории товаров есть отдельная роль и ситуация, от которых зависит стратегия продвижения конкретного товара на рынке и прочие факторы. «Поэтому непонятно, почему в публичном пространстве культивируется миф о 300% наценке торговцев, что является ложным утверждением, вырванным из контекста», — прокомментировала представитель компании.
Циемите также отметила, что основную часть цены товара формируют расходы на этот товар, то есть, по какой цене Рими покупает его у производителя или поставщика. Также она подчеркнула, что особое внимание уделяется наиболее чувствительным группам свежих продовольственных товаров, что означает, что наценка на ряд товаров бывает даже отрицательной, если товары продаются по цене ниже себестоимости.
«Это относится и к местной продукции», — сказала Циемите, добавив, что, например, в категории наиболее доступных в плане цен повседневных товаров — молоко, кисломолочные продукты, сливки и прочие продукты — почти все продукты в сети Rimi местного производства с минимальной наценкой. Кроме того, в группе молочной продукции Rimi есть молоко, маржа торговца с которого составляет -0,8%, кефир с маржей 10%, а шоколадные сырочки с маржей -2%.
Цемите указала и другие товары с отрицательной маржей. Например, на полках Rimi есть нарезной белый хлеб с маржей -13%, а также куриное мясо с маржей -5%, сливочное масло, яйца, сыр с маржей от 4 до 7%, а в категории овощей и фруктов есть помидоры, маржа которых оценивается в 4-7%.
«Конкуренция в розничной торговле столь велика, что нам приходится тщательно взвешивать возможные наценки на каждый товар»,
— указала представитель компании.
Циемите подчеркнула, что для розничной торговли характерен большой оборот, но сравнительно небольшой процент рентабельности, например, в прошлом году прибыль Rimi нетто сократилась и составила всего 2,7%. Но и в предыдущие годы она составляла 3,2% — 3,6%. В других отраслях, в том числе у производителей, этот показатель значительно выше.