Турция стоит на пороге исторических перемен — их выбор определит, каким путем дальше пойдет страна. Главные кандидаты на пост президента предлагают радикально отличающиеся взгляды, пишет британская вещательная организация BBC.
Нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, находящийся у власти более 20 лет, обещает сильную, разностороннюю Турцию и шесть миллионов новых рабочих мест, параллельно упрекая страны Запада в попытках пошатнуть его позиции. Эрдоган подчеркивает, что его соперники поддерживают ЛГБТ, тогда как его партия придерживается традиционных семейных ценностей.
Главный соперник нынешнего президента — Кемаль Кылычдароглу, поддержку которому выражает широкая оппозиция. Политик намерен развернуть курс государства в западном и демократическом направлении.
С 2017 года Эрдоган активно расширял свои полномочия как президента. Он перенял функции исполнительной власти, может объявить в стране чрезвычайную ситуацию и назначать или отстранять чиновников. Исследователь турецкого консультационного центра Tepav Селим Кору считает, что
ничего не изменится, если Эрдоган останется в должности, поскольку его полномочия уже всеобъемлющие и расширять их еще больше практически некуда.
При этом его соперник намерен отказаться от президентской системы и хочет стать беспартийным лидером. Кылычдароглу отметил, что хочет вернуть в Турцию парламентскую власть и власть премьер-министра, восстановить независимый суд и ввести свободу слова. «Я буду служить всем 85 млн граждан Турции. Я проявлю уважение к каждому», — сказал кандидат в президенты Турции.
Турция является страной НАТО, но Эрдоган старается найти возможности наладить тесные связи с Китаем и Россией. Он отстаивает многосторонний подход и предложил, чтобы Анкара стала посредником в переговорах между Россией и Китаем. Кылычдароглу в свою очередь хочет возобновить переговоры о присоединении к Европейскому союзу и возобновить военное сотрудничество с США.
Правда, оппозиционный кандидат не рассматривает возможность полного разрыва отношений с Москвой.
Это чувствительный момент и для экономики Турции. Уровень инфляции в стране достиг 43,68%, турки больше многих других ощутили на себе подорожание жизни. Многие признают, что в действительности инфляция, скорее всего, еще выше.
В ранние годы правления Эрдогана экономика Турции росла, осуществлялись огромные строительные проекты. Турция также всегда следовала условиям Международного Валютного фонда. Но в последние годы ситуация изменилась. Правительство Эрдогана постепенно уничтожило независимость центробанка. Его процентные ставки оставались низкими при стремительном росте инфляции. Несмотря на это президент продолжает обещать рост экономики.
Если к власти придет Кылычдароглу, он может
вернуться к строгой экономической политике и восстановить независимость банков, что позволило бы до конца года снизить инфляцию до 30%.
Предстоящие выборы будут наблюдать и 3,5 млн беженцев из Сирии. Оппозиционный кандитат намерен в ближайшие два года в ближайшие два года вернуть часть беженцев на их родину. Следует отметить, что того же хотят и 80% турков, особенно в период, когда во главе списка приоритетов стоят экономика и борьба с последствиями трагического землетрясения.
Читайте также: Парламент Турции одобрил принятие Финляндии в НАТО