В четверг, 29 мая, депутаты сейма на окончательном чтении приняли поправки в Закон об уголовном процессе, определив приоритетными уголовные процессы по обвинению государственных должностных лиц.
При обеспечении разумного срока уголовный процесс, в котором применяется мера пресечения, связанная с лишением свободы, или в котором участвует лицо, находящееся под особой процессуальной защитой, или в котором фигурирует обвиняемое государственное должностное лицо, занимающее ответственное положение, будет иметь статус приоритетного по сравнению с остальными уголовными процессами.
Автор предложения, депутат Андрей Юдин ранее пояснял, что цель поправок — изменить планирование работы судей. Сейчас рассмотрение дела, в котором участвует государственное должностное лицо, может быть перенесено более чем на год, например, в случае замедлителя председателя Огрской краевой думы Эгилса Хелманиса судебное заседание назначено через 13 месяцев. При введении новой нормы, суд этот вопрос должен будет рассмотреть в день, предназначенный для рассмотрения срочных вопросов, что может означать перенос заседания не на 13 месяцев, на один.
Как известно, еще одним государственным должностным лицом, которое участвует в затянувшихся судебных разбирательствах, является обвиняемый в тяжких преступлениях Айварс Лембергс.
Ранее сообщалось, что на минувшей неделе было отложено три судебных заседания, касающихся обвиняемого в тяжких преступлениях Айварса Лембергса, так как ему срочно понадобилось отправиться с неотложным визитом в Туркменистан.
Учитывая то, что посол Латвии в Туркменистане (с резиденцией в Риге) Игорь Апокин адресовал приглашение посетить Туркменистан именно Лембергсу, и учитывая интересы двух стран в развитии логистической отрасли, МИДу пришлось обратиться в суд просьбой найти возможность для посещения Лембергсом этой страны с 20 по 23 мая и соответственно отменить запланированные судебные заседания. В результате этого суду пришлось на минувшей неделе отложить все три судебных заседания.
А кроме того, новые изменения по установлению сроков коснутся и уголовных процессов по преступлению, связанному с насилием, которое совершило лицо, от которого пострадавший несовершеннолетний материально или как-то иначе зависит, или по преступлению против нравственности или половой неприкосновенности, от которого пострадал несовершеннолетний.
Предложенные изменения в закон также предусматривают: допрос пострадавшего несовершеннолетнего следует проводит как можно быстрее, не допуская необоснованного затягивания, и допрос должен проводит по возможности один и тот же следователь. Следователь, который имеет специальные знания по общению с несовершеннолетними, может проводить допрос без присутствия психолога или педагога.
Установлено также, что уголовные дела по преступлениям против нравственности и половой неприкосновенности несовершеннолетнего всегда следует рассматривать на закрытом заседании суда. Поправки в закон разработаны в соответствии в европейской директивой о сексуальном насилии против детей, сексуальном использовании детей и по борьбе с детской порнографией.
Проведен ряд улучшений в регулировании принудительных мер медицинского характера и предотвращению рисков нарушения прав человека. Установлено, что участие лица в решении вопросов, связанных с применяемой к нему процессуальной принудительной мерой, является обязательным.
В законе установлен срок, на какой лицо можно поместить в лечебное учреждение, чтобы установить, насколько серьезные психические нарушения у него возникли после совершенного преступления. Лечебное учреждение должно подать заключение как только удалось установить улучшение или то, что лицо не поддается лечению, но не позднее шести месяцев.
Определен первоначальный срок, на какой лицо можно поместить в психиатрическую больницу во время досудебного процесса или во время судебного разбирательства, если оно представляет опасность для общества. В таких случаях лицо в психиатрическую больницу можно помещать на период не дольше 6 месяцев, и этот срок следственный судья или суд могут продлить не более, чем на полгода за один раз.
Еще один аспект улучшения Закона об уголовном процессе касается регулирования применяемых к юридическим лицам мер принудительного воздействия, например, определение того, как может быть заключено соглашение о применении меры принудительного воздействия к юридическому лицу.
Ref: 102.112.112.557