Тоталитарный предводитель Республики Беларусь Александр Лукашенко дал большое и подробное интервью известной украинской журналистке Диане Панченко, сообщает BBC.
Президент Беларуси комментирует причины агрессии России в отношении Украины, говорит о размещенном в стране ядерном оружии и своей роли в «усмирении» мятежа группы «Вагнера». Кроме того [что в своем Telegram-канале выделяет как важное российское деловое издание «Коммерсант»],
Лукашенко утверждает, что Беларусь готова «немедленно ответить» на любую агрессию со стороны Украины, Польши или стран Балтии.
Служба госбезопасности Украины подозревает Панченко в оправдании российской агрессии. Ранее она работала на телеканалах, принадлежащих прокремлевскому политику Виктору Медведчуку — «куму» Владимира Путина, которого Россия обменяла на украинских военнопленных.
Осенью 2022 года Панченко посетила Донецк и Мариуполь, которые, по мнению украинской стороны, незаконно оккупированы Россией, где готовила материалы для «документального» фильма «Из Киева в Донбасс».
Интервью с Лукашенко опубликовано на YouTube-канале Панченко. Доступ к нему ограничен по возрасту — для просмотра видео требуется регистрация.
Отвечая на вопрос Панченко, почему российские войска вошли в Украину через Беларусь, Лукашенко говорит:
«Да, с территории Беларуси отдельные части пересекли границу Украины. Но, отвечая на этот вопрос, я недавно так казуистично высказался: почему российские войска пересекли границу Беларуси и Украины в районе Чернобыльского региона? Это спросите у Зеленского».
«Нас обвиняют в том, что мы тут способствовали началу войны. Да нет, война уже шла. И вы ее развязали. Украинцы ее развязали — эту войну против Беларуси. Экономическую войну прежде всего. (…) А почему Путин через Киев начал выводить войска на Дальний Восток — задайте Зеленскому этот вопрос. Он вам ответит быстрее. Но обвинять меня в том, что Путин через Киев поехал во Владивосток… Ну, можете у Путина спросить», – сказал Лукашенко.
Ответ на вопрос о том, когда он сам узнал о решении Путина начать полномасштабную войну:
«Вы видели по телевизору его выступление. Я тоже. Это первое. У нас не было никогда разговора. Вот прямо в канун военных действий, что война начнется. Я вам клянусь, что у нас не было разговора о том, что Россия будет совершать какие-то действия против Украины.
Единственное, за несколько дней мы с ним встречались у него в загородной резиденции и обсуждали ситуацию, которая сложилась.
Он мне дословно сказал (впервые тоже об этом вам говорю): «Слушай, Саша, ты знаешь, такая ситуация, если, не дай бог, что случится, ну, мы союзники…» Конечно, союзники, все знают наши договоры: против России кто-то воюет — мы вступаем в войну, против Беларуси — они вступают в войну, у нас единая армия фактически здесь создана. «Если вдруг что случится…» Я говорю: «Слушай, что может случиться?» «Ну, всякое может быть. Ты прикрой меня, пожалуйста».
О тезисе, что в случае нападения России Киев падет за три дня:
«Ну это так образно было сказано, там три-четыре дня, ну мало времени надо будет [российским войскам взять Киев, как прогнозировал Лукашенко в начале февраля 2022 года]».
О целях Путина в войне с Украиной:
«Вы знаете, мы в таком духе с ним не обсуждали тему, но смею высказать свою позицию. Цели СВО на сегодняшний день уже выполнены. Украина никогда не будет так агрессивно себя вести в отношении России после окончания этой войны, как это было до войны. Украина будет другая».
Ответ на слова Панченко о том, что на Донбассе гибнет множество людей, Украина получает еще больше западного оружия, а украинцы испытывают к русским ненависть:
«Все это виделось, скорее всего, высказываю свою точку зрения, не так. Сегодня мы поумнели, извлекая уроки на сегодняшний день из этих событий. Да, все, о чем вы сказали, это имеет место.
Мы обозлили народы. Более того, нам кажется непримиримой позиция украинцев, россиян. Да и белорусы тут вовлечены в это».
В каком случае Беларусь полноценно будет участвовать в войне против Украины:
«Если вы, украинцы, не переступите нашу границу, мы никогда не будем в этой войне участвовать. В этой горячей войне. Но помогать России мы будем всегда — это наши союзники».
При каких обстоятельствах на территории Беларуси может быть применено размещенное на территории страны ядерное оружие:
«Ядерное оружие, которое находится в Беларуси, действительно не будет применено… (а иначе зачем оно было сюда привезено), если против нас не будет агрессии. Если только против нас будет совершен акт агрессии, нападение на Беларусь, мы не будем медлить, ждать и прочее. Мы применим весь арсенал нашего оружия для сдерживания».
Ослабил ли мятеж «Вагенра» позиции Путина:
«По поводу “Путин не тот». Путин абсолютно не тот.
Это Путин уже в квадрате.
Последнее время очень многому научило всех, в том числе Путина. Это уже не тот человек, это еще мудрее и хитрее человек, чтобы вы знали. А если кто-то думает, что а, вот тут вот мятеж Пригожина, Путин ослаблен, – чепуха полная. Путин просто более мобилизован, хитрее и мудрее. Это наши противники должны знать».
О предположении, что мятеж был постановочным с целью размещения отрядов вагнеровцев в Беларуси для последующего нападения на Украину:
«Только безумцы могут сказать, что это была постановка. Такой дорогой ценой? (…) Никакой постановки здесь не было».
«Это было мое предложение, чтобы погасить этот мятеж, пожар, надо было принимать любые условия, потому что не дай бог мятеж — жарко было бы всем. Может быть, западники, как ты говоришь, и американцы сразу обрадовались, что мятеж. А потом они очнулись и сейчас говорят: «Слава богу, что этот вариант не прошел». Почему? Они больше всего переживали за ядерное оружие — у кого в руках оно окажется. У «Вагнера», у Жени Пригожина? Мало бы не показалось».
Читайте также: Государственная погранохрана мобилизует работников