Линас Егелевичус специально для BNN
Война в любом ее проявлении представляет собой разрушительное и ужасающее событие. При этом работа правительства Литвы в условиях международного напряжения заслужила наивысшей оценки доверия общества к консервативно-либеральному кабинету министров. Повысился и уровень доверия местных жителей к Сейму Литвы, который традиционно оценивается в балтийской стране с недоверием.
По данным центра социологических исследований Vilmorus, результаты опросов о политических рейтингах в феврале в начале марта показали, что поддержка правительства литовцами выросла с 15% в феврале до 22,8% в начале марта. Недоверие правительству выразили 47,8% респондентов, а в феврале — 38,9%.
«Поймите меня правильно, война — последнее, чего можно желать, но с ее начала в глазах премьер-министра и министра иностранных дел появился блеск. Это не только мое наблюдение», — поделился с BNN оппозиционный депутат Сейма Литвы Дайнюс Капенюс. Он встречался с премьер-министром Ингридой Шимоните и министром иностранных дел Габриэлюсом Ландсбергисом из националконсервативной партии «Союз Отечества — Литовские христианские демократы».
«Если бы не война, та низкая поддержка правительству, которая была до сих пор, сократилась бы до однозначного показателя. К сожалению, используя войну в качестве щита, правительство замело под ковер все допущенные ошибки», — отметил депутат.
С начала войны поддержка литовского Сейма со стороны избирателей повысилась с 8,6% в феврале до 13,1% в начале марта. Удивительно, что каждый второй гражданин Литвы до сих пор не доверяет парламенту. В феврале недоверие ему выразили бы 58,9% респондентов.
Профессор Вильнюсского университета международных отношений и политических наук, ассоциированный профессор Кестутис Гирниюс сказал, что во время войны в Украине правительство Литвы поддержали многие люди с разными политическими взглядами.
Руководитель Vilmorus Владас Гайдис отметил, что несмотря на повышение поддержки правительства и парламента после начала войны в Украине, она все еще далека до большой, если сравнивать с другими госструктурами.
Например, результаты опроса Vilmorus показали, что с началом войны литовские вооруженные силы за последний месяц пережили стабильный скачок поддержки, который составил более 5% — в марте армии доверяли 64,8%, а не доверяли — 10,5% жителей.
Среди самых популярных в обществе госинституций, наибольшее доверие жители выражают Государственной службе погранохраны, доверие к которой увеличилось чуть более чем на 10%.
«Когда начались события у наших границ с Белоруссией, пограничников стали замечать и оценивать их положительно», — сказал Гайдис, являющийся по профессии социологом.
В целом и, возможно, традиционно жители Литвы больше всего доверяют пожарным. Каждые девять из десяти опрошенных признают, что эти службы вызывают у них наибольшее доверие.
В Литве ожидается очередное чрезвычайное положение
В связи с нападением России на Украину парламент Литвы продлил чрезвычайное положение в стране до 21 апреля.
«Мы видим, что даже те политики, которые критикуют правительство при каждой удобной возможности, теперь молчат, чтобы не навредить обществу. Например, Саулюс Сквернялис голосовал против продления чрезвычайного положения, однако, что для него нехарактерно, он решил не комментировать свое решение [широкой общественности]», — заметил ассоциированный профессор, говоря о бывшем премьер-министре Литвы, а ныне о лидере новой популярной партии.
В период чрезвычайного положения Литва работает над укреплением границ и повышением обороны стратегических объектов.
Регулирование чрезвычайного положения также позволяет правительству закрыть доступ ко всем контролируемым властями России и Белоруссии СМИ. Также решение предусматривает и возможность ограничения работы и литовских медиа.
Оппозиционные депутаты, в том числе упомянутый ранее Капенюс, назвали эти меры чрезмерными, необоснованными и чрезмерно ограничивающими конституционные права граждан. В рамках такого регулирования также запрещается проводить собрания, если их целью является поддержка действий России и Белоруссии в Украине.
Работающий в оппозиции председатель Союза крестьян и зеленых Рамунас Карбаускас был одним из немногих литовских политиков высокого ранга, которые после начала войны делали правительству замечания.
«Жаль, что правительство больше не может показать не только нашим гражданам, но и приезжим украинцам, что оно знает, как действовать в кризисных ситуациях… Когда в Литву прибывает все больше людей из охваченной войной Украины, у нас в стране присутствует недостаток централизованной координации, и многие вопросы возложены на плечи самоуправлений и негосударственных организаций. То же произошло и продолжается в контексте пандемии. То есть ничего нового, но в обоих случаях простые люди становятся заложниками халатности», — сказал лидер оппозиционной партии.
Правда, делать выводы, исходя их нынешней политической ситуации в Литве еще слишком рано, поскольку до выборов в Сейм Литвы еще далеко — они пройдут осенью 2024 года.
Трудно предусмотреть влияние экономических событий на политические настроения
«Нужно смотреть, как будет продолжаться война. Представим, что к выборам она еще не завершится. Я боюсь, что в этом случае Литва, как и многие другие страны, может столкнуться с тяжелыми последствиями в экономике, что означает, что перспективы правящей партии не будут радужными», — отметил Кестутис Гринюс.
Опытным и уважаемым экспертом по экономическим событиям является президент Литвы Гитанас Науседа. После начала войны он указал на вялую борьбу правительства Шимоните с высокой инфляцией. В четверг, 31 марта, он выступил с предупреждением о том, что Литве, возможно, придется пережить стагнацию экономики, что станет основательным ударом по стремительно растущей экономике.
«Мы можем столкнуться с экономической стагнацией, если не с рецессией — сказал президент, добавив, что это «будет тяжелым ударом для Литвы, которая привыкла к довольно стремительному росту экономики». Экономическая ситуация меняется стремительно, и дальнейшие события в экономике будут зависеть от того, как будет проходить война в Украине, а также от других факторов, считает Науседа.