В России полицейские, проводившие обыск в доме православного священника Иоанна Курмоярова, конфисковали его мобильный телефон, две иконы, подрясник и деревянный крест.
Он был доставлен в полицейский участок в Санкт-Петербург. Священнику было разрешено один раз позвонить семье, сообщает британский новостной портал BBC.
Считается, что отец Иоанн стал первым святым отцом, арестованным по новым введенным в России законам, по которым наказание предусматривается в отношении лиц, распространяющих информацию, противоречащую официальной позиции Кремля относительно войны в Украине.
«Я заложник совести, пострадавший от своих убеждений. Я считаю выдвинутые против меня обвинения и мой арест незаконными», — говорится в сообщении отца Иоанна, которое он продиктовал своему адвокату в петербургском СИЗО «Кресты».
Отец Иоанн также добавляет, что является пацифистом, чьи моральные устои полностью основываются на евангельских заповедях и канонах русской православной церкви.
Чуть более двух недель после начала военного вторжения России в Украину, , 12 марта, отец Иоанн опубликовал на платформе YouTube восьмиминутный видеоролик.
В видеообращении святой отец указал, что тот, кто развязал агрессию, не попадет в рай. А в данном случае не Украина напала на Россию, а наоборот.
«Вы агрессоры, напавшие и убивающие мирных жителей. Ни в какой рай вы не попадете, вы попадете в ад»,
— обратился священник к российскому правительству.
В своем видео отец Иоанн сравнил нападение России с агрессией джихада, указав, что жестоким московским лидерам следовало бы обратиться в воинственных исламистов. К этой теме священник неоднократно возвращался в своем видео.
Брат отца Иоанна Александр Курмояров рассказал, что сейчас священнослужитель отбывает предварительный двухмесячный срок в СИЗО, после чего, скорее всего предстанет перед судом.
«Мы думали, что полиция сделает предупреждение, но теперь ожидаем, что ему дадут десять лет ареста», — сказал Курмояров, ссылаясь на максимальное возможное наказание, которое может быть вынесено святому отцу.
Единственным посетителем отца Иоанна в тюрьме является его адвокат Леонид Крикун, утверждающий, что здоровье его подзащитного в порядке и он ведет себя активно.
«Я сказал отцу Иоанну, что если он признает свою вину, он, возможно, получит меньший срок, но он отказывается признавать, что совершил какое-либо преступление», — сказал адвокат.
«Он сказал, что лучше отсидит больший срок, чем признает нарушение, и если это случится, он будет проповедовать заключенным».
BBC также сообщает, что отец Иоанн и раннее не боялся говорить откровенно. Он был отстранен от церкви в 2020 году после того, как назвал новый Храм Российских вооруженных сил «языческим».
Новый построенный в Москве храм — детище министра обороны РФ Сергея Шойгу. В нем планировалось разместить фрески с изображением Путина, Иосифа Сталина, а также сюжеты, прославляющие оккупацию Крыма.
Но еще более необычной историю отца Иоанна делает тот факт, что еще до того, как он впал в немилость российских властей, он также столкнулся и со Службой безопасности Украины.
Большую часть жизни Иоанн прожил в Виннице, в центральной части Украины, куда его родители переселились после выхода отца на пенсию после службы в российской армии. В 2017 году отец Иоанн оказался в сводках украинских новостей в связи с неким актом неповиновения.
После аннексии Крыма и оккупации части восточных регионов Украины сторонниками России, в Украине был расширен закон о запрете использования советской символики, но отец Иоанн опубликовал фото с одним из наиболее противоречивым из них — георгиевской ленточкой.
Иоанн был вызван на допрос в полицию, СБУ выдвинула против него административное обвинение.
И хотя георгиевская ленточка использовалась в основном на памятных мероприятиях, посвященных победе над фашизмом, ее стали активно использовать и поддерживаемые Россией сепаратисты на востоке Украины.
«Он не был радикально прокремлевски настроенным, он защищал свободу слова и просто считал, что органы власти действуют неправильно, запрещая демонстрацию георгиевской ленты», — сказал брат священника Александр.
Тогда отец Иоанн сказал, что готов заплатить заплатить штраф, но также заявил, что будет открыто носить ленту, поскольку будет считать, что заплатит за эту привилегию. Позднее начатое против него дело было закрыто.
Вскоре отец Иоанн переехал в Россию, где ему пришлось заплатить куда большую цену за борьбу с ограничением свободы слова, отмечает BBC.