В деле о, возможно, несанкционированном прослушивании телефонных разговоров в аэропорту Rīga, прокуратура закрыла уголовный процесс против бывшего руководителя департамента безопасности аэропорта Раймондса Лаздиньша и его подчиненной Инты Рубезы.
Как передает газета Diena, публично о прослушивании разговоров стало известно в 2013 году, когда в конце ноября правление ГАО Starptautiskā lidosta Rīga приняло решение об отстранении от должности руководителя департамента безопасности, бывшего советника премьера Айгара Калвитиса по вопросам безопасности Раймондса Лаздиньша и двух его подчиненных — бывшего сотрудника полиции Инту Рубезе и бывшего сотрудника Рижской центральной тюрьмы Андриса Савко. Также было объявлено, что в связи с обнаруженными фактами в Полиции безопасности возбужден уголовный процесс.
В основе решения были полученные сообщения от возглавляемого тогда Алдисом Мурниексом правления аэропорта о том, что три указанных сотрудника при использовании специальных технических средств на протяжении нескольких лет шпионили за всеми членами правления аэропорта и его работниками, в том числе за руководителями департаментов, предпринимателями и сотрудниками правоохранительных органов, работающими в аэропорту. Решение об отстранении всех трех сотрудников подписал тогдашний заместитель председателя правления аэропорта Андис Дамлицс.
Позднее обнаружилось, что на средства департамента безопасности были приобретены и аппаратура, позволяющая устанавливать прослушивание телефонных разговоров, и специальное программное обеспечение, с помощью которого можно контролировать электронную переписку.
Восемь лиц, среди которых было пять высших должностных лиц аэропорта, в июне 2014 года были вынуждены обратиться в Полицию безопасности с коллективным заявлением. Они просили признать их пострадавшими по данному уголовному делу, однако Полиция безопасности в тот раз ответила отказом.
Лишь после вмешательства прокуратуры в конце 2014 года Полиция безопасности все же признала авторов заявления потерпевшими. Однако в то же время подозрения пали на целый ряд бывших должностных лиц аэропорта, которые, как оказалось, были причастны к покупке специального оборудования. В число подозреваемых попал не только председатель правления аэропорта Алдис Мурниекс, но и Дамлицс, который в конце 2013 года был именно тем, кто отстранил Лаздиньша и его подчиненных. Им Полиция безопасности инкриминировала бездействие должностного лица. Так, например, член правления Арта Дунтава согласовывала закупку соответствующего записывающего оборудования, ныне уже бывший председатель правления Арнис Лухсе подписал договор о покупке, а члены правления Агрис Балодис и Раймондс Рожкалнс (по его заявлению в декабре 2013 года был возбужден этот уголовный процесс) не сообщили своевременно о том, что аппаратура используется для незаконного прослушивания разговоров.
Прокуратура закрыла дело против Лухсе в конце 2015 года. Тогда же было закрыто дело и против Савко. Прокурор Джералдс Поокс указал, что в деле не обнаружено, что Савко намеренно и осознанно, понимая, что действует незаконно, получил доступ к секретной информации. Теперь, год спустя, уголовный процесс завершен и против остальных двух сотрудников аэропорта — Лаздиньша и Рубезы. Прокурор констатировал, что действия обоих соответствовали должностным обязанностями и были направлены на обеспечение защиты коммерческой тайны, устранение коррупционных рисков и угрозы работы аэропорта, а не на какие-либо другие цели, выходящие за пределы должностных обязанностей.
По имеющимся у Diena данным, уголовный процесс пока сохраняется лишь за тремя представителями правления аэропорта, которые, как полагают Полиция безопасности и прокуратура, предоставляли сотрудникам службы безопасности возможность осуществлять слежку, но недостаточно четко указали им, что незаконный шпионаж недопустим. Это Мурниекс, Дамлицс и руководитель департамента информационных технологий Алдис Эшмитс, указывает Diena.
Газета также сообщает, что многие сотрудники аэропорта уже обратились в Генеральную прокуратуру с жалобой, требуя не только отменить решение прокурора Поокса, но и вовсе сменить прокурора, занимающегося делом.
Пострадавшие также указали, что нормативными актами строго предусмотрен порядок записи телефонных разговоров и их тайного прослушивания, а также установлено, кто имеет право осуществлять данные действия — таким лицом не мог быть аэропорт, какая-либо из его структур или департамент безопасности.
Ref: 102.108.108.12905