Совет по конкуренции (СК), оценив ситуацию на рынке после прозвучавших в конце прошлого года публичных заявлений о возможном подорожании молочных продуктов, пришел к выводу о том, что рост закупочной цены на свежее молоко во второй половине 2016 года был кратковременным и, скорее всего, остановился.
При этом СК повторно указывает на ответственность лидеров рынка, публично заявлявших о возможных ценовых изменениях, что могло быть сигналом и для других участников отрасли, чтобы необоснованно повышать цены.
Для того чтобы выяснить обоснованность публично прозвучавшей информации о росте цен на свежее молоко и, соответственно, возможном росте цен на молоко и молочные продукты в 2017 году, СК сообщает, что встречался с представителями молочной отрасли. СК получил информацию о тенденциях роста цен и действиях отдельных предприятий, что позволило сделать выводы о процессах на рынке производства свежего молока и их опосредованном влиянии на рынки переработки и розничной торговли.
Оценив полученную информацию, СК считает, что на рост цен на свежее молоко во второй половине 2016 года повлияла комбинация из нескольких факторов, однако она не была связана со значительным ростом спроса в этом периоде. В прошлом году по сравнению с 2015 годом не было замечено важных изменений, которые могли повлиять на закупочную цену свежего молока в краткосрочной перспективе. При этом СК заметил, что в течение нескольких лет больше всего свежего молока экспортируется в Литву и Польшу.
По официальной статистике, в прошлом году закупочная цена свежего молока с июля по декабрь выросла примерно на 60%. Во время исследования представители отрасли отмечали, что прирост цен может быть связан с тем, что иностранные закупщики свежего молока, например в Польше, предлагали латвийским крестьянам более высокие цены. Однако СК не получил подтверждения тому, что польские скупщики напрямую могли влиять на цены на свежее молоко в Латвии в такой степени, что у цен в Латвии было бы экономическое основание повышаться в долгосрочной перспективе.
При этом СК усмотрел признаки того, что закупочные цены значительно повысились лишь у части крестьян, и поэтому рост оптовых цен на молочные продукты переработчиков свежего молока оправдан лишь отчасти. СК не исключает ситуации, что сообщения о росте цен и его обоснованности не соответствуют реальной ситуации, а публично звучавшая информация служила аргументом для того, чтобы искусственно увеличивать наценку — и, соответственно, прибыль — на свои товары во всей цепи поставки молока и молочных продуктов до самой полки магазина.
Ref: 225.112.112.5907