Споры коммерсантов с их недовольными клиентами могут поручить еще не созданному специальному институту посредников. Министерство экономики обещает в течение месяца-двух созвать большое собрание, где у предпринимательских организаций появится шанс повлиять на новое регулирование.
С подачи Брюсселя латвийские чиновники хотят вывести защиту прав недовольного частного клиента на новый уровень, чтобы тот мог легче и дешевле конфликтовать с коммерсантом, который отпустил ему (предположительно негодный) товар или услугу.
Все решат «решатели»
Для этого в стране должны появиться специальные «решатели» (так их называют в тексте вновь поданного на собрание госсекретарей законопроекта о внесудебных потребительских спорах). По сути же это будут медиаторы — посредники между несогласными сторонами.
Стать таким «решателем» смогут обладающие знаниями в той или иной сфере (включая, конечно, «потребительское» законодательство) физические лица и целые организации — например, в виде структуры при отраслевой ассоциации. На государственном же уровне предполагается создать специальную комиссию, которая станет судить продавца с покупателем на тех же основаниях, что и специалисты из частного сектора.
Институт посредников работает и в других странах Европы. Например, в Эстонии покупатели идут жаловаться в Комитет потребительских жалоб, в Великобритании на этом поприще работают в основном отраслевые омбудсмены, в Дании тем же занимаются частные структуры.
По замыслу авторов, обращение к ним станет делом добровольным. Точнее, сначала покупатель должен будет направить претензию поставщику и, только получив отказ, искать правду у стороннего независимого специалиста.
Новый закон и связанные с ним поправки к закону «О защите прав потребителей» еще довольно сырые, и их содержание со временем может существенно измениться. Однако в течение месяца-двух Министерство экономики обещает созвать большое собрание и пригласить на него и чиновников из других министерств, и экспертов из предпринимательских организаций, чтобы вместе отточить идею.
Новые законодательные нормы, ограничивающие приобретение сельскохозяйственной земли иностранцами — гражданами ЕС, ориентировочно должны вступить в силу в августе-сентябре 2014 года. Сейчас их спешно готовят к третьему, завершающему чтению в Сейме. Пока же никаких ограничений на сделки нет, чем и пользуются будущие лендлорды.
Вопрос о подготовке к третьему чтению дополнений к закону ЛР «О приватизации земли в сельской местности» был внесен в повестку заседания Комиссии Сейма по народному хозяйству, аграрной, природоохранной и региональной политике, состоявшемуся на этой неделе.
Скорее всего, законопроект будет принят еще до наступления праздника Лиго и ухода депутатов на летние каникулы. После того, как законопроект примут на заседании Сейма, его еще должен подписать президент. Официально норма вступит в силу после публикации в Latvijas vēstnesis super active .
Как уже сообщал BNN, из-за нерасторопности политиков — противников перехода латвийской пашни в руки иностранцев, новые ограничения разрабатываются уже после того, как «выгорели» старые. В будущем же гражданам ЕС, желающим прикупить в Латвии хутор, придется обязательно иметь сельскохозяйственное образование, давать клятву, что в течение трех ближайших лет угодья станут использоваться по назначению и т.д. Пока же достаточно просто заплатить.
Cвежей статистики, отражающей наличие или отсутствие интереса иностранцев именно к латвийскому селу, пока нет — такие данные составляются поквартально. Однако косвенные указания на активизацию заграничного капитала налицо: по данным Государственной земельной книги, уже в первую неделю мая 2014 года сделки с недвижимостью всех видов совершили 192 иностранца. Если сравнивать с последней неделей апреля 2014-го, то число иностранных покупателей возросло на 81,1%.
Кто работать будет?
В ближайшие годы недостаточная занятость пожилых и эффективность системы здравоохранения могут стать одной из главных проблем латвийской экономики. К такому выводу приводит состоявшаяся на этой неделе в Сейме конференция о старении населения страны.
Резкое снижение рождаемости в 1990-е годы и отток трудоспособных граждан в последующие десятилетия за границу заставляют политиков и экономистов уже сегодня задаваться вопросом, как интегрировать пенсионеров в рынок труда и вообще по возможности дольше поддержать их активность. Уже довольно скоро он перейдет в практическую плоскость: в течение нескольких лет число уходящих на покой стабильно превышает количество новых трудоспособных кадров, и эта тенденция сохранится надолго.
Как отмечалось в одном из докладов, трудоустройство пожилых вообще крайне важно для местной экономики — и с точки зрения поддержания внутреннего рынка, и с позиции доходов бюджета, поскольку работодатель за них платит налоги.
Изменение возрастной структуры населения ставит перед предпринимателями и работодателями специфические проблемы. В частности, выступавший на дискуссии представитель Латвийской конфедерации работодателей Петерис Лейшкалнс обратил внимание на проблемы системы здравоохранения: от ее эффективности во многом зависит, останется ли человек на рынке труда, скажем, после 65 или окажется потерян для него.
Он считает, что государство могло бы создать дополнительные стимулы для того, чтобы работодатели стали более благосклонными к пожилым кадрам. Например, ввести налоговые льготы: раз человек через обязательные взносы социального страхования за предыдущие годы накопил пенсионный капитал, для него можно было бы снизить ставку этого сбора.
Ref: 017.000.103.651