Как показывает проведенное Институтом финансов Swedbank исследование в странах Балтии, в Латвии лишь каждый пятый ребенок (22%) в возрасте от 5 до 23 лет подробно обсуждал с родителями вопрос денег.
Примерно у такой же части детей (20%) подобного разговора не было вовсе, поскольку родители считают, что элементарные финансовые навыки их дети должны освоить сами. Большинство родителей (54%) ответили, что в семье обсуждались лишь основные принципы планирования личных финансов, не углубляясь в нюансы.
Несмотря на то, что в целом финансовая грамотность населения Латвии улучшается (жители активно используют финансовые услуги, индекс финансовой грамотности растет), результаты опроса указывают на тревожные тенденции в семьях, в частности родители не спешат делиться основами финансовой грамотности со своими детьми. Это вызывает опасения относительно способности будущих поколений принимать обоснованные финансовые решения и умения распоряжаться деньгами.
Вклад родителей в прививание ребенку понимания ценности денег и закономерности действий играет огромную роль уже с раннего возраста, с того момента, как ребенок получает свои первые карманные деньги. Очень важно, чтобы родители разъясняли детям аспекты, связанные с зарабатыванием, тратой и накоплением денег, и помогали дружеским советом в ситуациях, когда ребенок допустил ошибки. Лучше, когда ошибки допускаются в «процессе обучения» и стоят всего пару евро, не десятки и даже сотни евро во взрослом возрасте.
«Благодаря глобализации и развитию технологий финансовые услуги стали более доступными и одновременно более многосторонними. Но помимо преимуществ существуют также риски и «новые правила игры». Поэтому владение финансовыми услугами и их соответствующее использование играет решающую роль в принятии взвешенных решений. Например, сегодня мы видим, что все больше родителей предпочитают выдавать карманные деньги детям не только наличными, но и перечислением на платежную карту ребенка. Таким образом, у родителей есть возможность уже в сравнительно раннем возрасте познакомить своего ребенка с такими финансовыми слугами, как расчетный счет, платежная карта, мобильное приложение банка и бесконтактные расчеты.
Нередко родители признаются, что сознательно избегают подобных разговоров с детьми, так как опасаются, что не смогут ответить на все вопросы и сами в свое время допускали ошибки. Тем не менее, не нужно бояться говорить со своими детьми о допущенных ошибках, а наоборот – использовать их как реальный пример, рассказывая о последствиях тех или иных действий. Родители должны считаться с интересом детей к современным технологиям и новинкам в финансовой сфере. К тому же родителям самим нужно быть готовыми оказать ребенку необходимую поддержку. «Метод страуса» в этом случае не является решением, потому что финансовые знания дети, как известно, в первую очередь осваивают именно в своей семье, поэтому полагаться в этом вопросе только на школу или другие источники информации рискованно», — говорит Эвия Кропа, эксперт Института финансов Swedbank.
Расходы ребенка контролируются только в раннем возрасте
То, куда ребенок тратит свои карманные деньги, отслеживается родителями только в раннем возрасте. Как показывает исследование, расходы ребенка полностью контролируются родителями только в возрасте 5-6 лет, в то время как после достижения ребенком 10-15 лет родители обсуждают с ним использование карманных денег лишь периодически. После того как ребенок достиг 16-летнего возраста, родители, как правило, начинают ему доверять, соответственно, расходы ребенка контролируются в очень редких случаях.
Несмотря на то, что после достижения ребенком 16 лет родители начинают полностью ему доверять, такое решение может быть поспешным, так как в этом возрасте советы родителей по вопросам финансового планирования все еще очень важны для ребенка. Как показывают результаты опроса, с взрослением у детей меняются потребности, соответственно, меняется и структура их расходов. В подростковом возрасте актуальными становятся траты на развлечения и одежду (такой ответ дали соответственно 37% и 34% молодых людей в возрасте от 16 до 19 лет). «Как перед совершением крупной покупки или подачей заявки на заем нужно пересмотреть свою финансовую ситуацию, так и по мере взросления ребенка очень важно рассказать ему о новых обстоятельствах. Например, со старшеклассником следует обсудить то, как будет осуществляться его обучение в вузе, а также с какими аспектами финансового планирования ему нужно будет считаться – плата за жилье и учебу, каждодневные расходы, траты на развлечения, одежду и др.», — отмечает Э. Кропа.
Говоря о расходах, не менее важно мотивировать ребенка создавать накопления. По данным исследования, дети разных возрастов довольно охотно копят деньги. Так, 76% родителей отметили, что их дети собирают деньги на какую-нибудь определенную цель. Привитая родителями привычка не тратить все деньги сразу и откладывать часть на «черный день» или желанную покупку станет отличным подспорьем во взрослой жизни. «Знания о важности создания накоплений, последствиях своих действий и ответственном финансовом планировании позволит детям и их родителям избежать соблазнов, например, оформить быстрый заем, просто отправив одно короткое сообщение.
Исследование было проведено в июне 2017 года в сотрудничестве со Spinter tyrimai, опросив 1005 родителей в каждой из стран Балтии
Ref: 225.000.112.7449