Оценивая, насколько полезным было образование при подготовке к выходу на рынок труда и карьерному росту, большинство жителей с высшим образованием (85%) признает, что получение образования было стоящим, показал проведенный Институтом финансов Swedbank опрос.
Из-за все более возрастающей платы за учебу в вузах и желания по возможности быстрее выйти на рынок труда, реализуя амбиции карьеры и прибыли, получение диплома вуза нередко остается на втором плане. Проведенный Институтом финансов Swedbank опрос показал, что третья часть (33%) молодых людей в возрасте от 15 до 19 лет сомневаются в том, что они продолжат учиться после окончания средней школы.
Из всех работающих латвийцев высшее образование получили 37%.
Проведенное в 2019 году на портале поиска работы и работников CV исследование о вознаграждении показывает, что работающие с высшим образованием (высшим профессиональным образованием, степенью бакалавра или магистра) в среднем во всех сферах получают на 28% больше, чем работники со средним образованием. В свою очередь, по данным Центрального статистического управления видно, что жители с высшим образованием в целом более удовлетворены своим финансовым положением – средняя оценка по 10-балльной шкале составляет 6,5, в то время как жители со средним или профессиональным образованием свое финансовое благополучие оценивают на 5,1 балла.
Исследователи отмечают, что и среди безработных встречаются обладатели высшего образования, однако их удельный вес значительно ниже, чем у жителей со средним образованием (соответственно 18% и 64%). Кроме того, индекс риска бедности четко указывает на ценность образования – у трудоспособных с высшим образованием он составляет 5%, в то время как у тех, кто получил только среднее или профессиональное образование, – 18%, а у людей с основным образованием или более низком уровнем образования – 29%.
«Начало обучения сразу после окончания средней школы вовсе не является абсолютно правильным поступком в каждой ситуации. Если эта пауза в учебе применяется с пользой – приобретается опыт, расширяется кругозор и лучше осознается направление желаемого обучения, – то она оправданна. Однако важно осознавать, каково долгосрочное влияние образования на свое положение на рынке труда, на развитие карьеры и все те же условия жизни. Согласно нашему исследованию каждый пятый работник не удовлетворен своей нынешней работой, однако люди со степенью бакалавра или магистра на своей работе чаще чувствуют себя комфортно», – указывает эксперт Института финансов Swedbank Эвия Кропа.
«При получении высшего образования у людей также появляется больше возможностей выбирать и специфику работы, и вознаграждение, что, в свою очередь, позволяет оценить, какое влияние на формирование будущего может иметь откладывание обучения»
Одна из причин, почему молодежь откладывает получение высшего образования, связана с весьма большими расходами. Уже при исследовании структуры финансирования платы за обучение ясно, что большая часть студентов ее покрывает без финансовой поддержки государства: согласно отчету о высшем образовании 55% иматрикулированных студентов вузов и колледжей в 2018/2019 академическом году учились платно. По исследованию Института финансов Swedbank почти пятая часть жителей признает, что им пришлось занимать деньги или брать кредит на покрытие платы за учебу и учебных расходов. Однако и половина обучающихся за средства государственного бюджета, и те, кто учатся на свои средства, признают, что общие расходы, связанные с получением образования, окупились. К тому же опять наблюдается тенденция, что получившие высшее образование его окупаемость ценят выше всего – это признали 73% респондентов в соответствующей группе.
При пояснении, какие факторы по оценке жителей лучше бы их подготовили к получению желаемой работы, на первый план выдвинуты и системные вызовы, и вызовы, связанные с персональной натурой. Как самый существенный фактор упомянута возможность во время обучения пройти практику, что признают 63% респондентов. Хотя в последние годы наблюдается позитивная тенденция в этой сфере, это системный вопрос, который требует упорядочения среды, чтобы у студентов была возможность, а у работодателей желание вовлечь в рынок труда и проходящих обучение. В качестве второго фактора жители (60,2%) упомянули более тщательное и старательное отношение к учебе.
«Сравнительно большая часть получивших высшее образование твердо не уверена, что выбрала правильное направление обучения. Оглядываясь в прошлое, более половины, или 56% считают, что выбор другого направления учебы их подготовил бы к рынку труда лучше. В таком случае намечается параллель с тем, что зачастую приходится учить то, что «по карману», а не то, что кажется перспективным или чему человек действительно хотел бы обучаться. Если смотреть с такой точки зрения, откладывание учебы после окончания средней школы, возможно, могло бы пойти на пользу и позволило бы выбрать точное направление и накопить средства для начала обучения», – отметила Кропа.