«О текущем состоянии латвийской транзитной отрасли ничего хорошего сказать не могу. Объемы грузов в наших портах продолжают падать, как по углю, так и по нефтепродуктам. Если говорить о Вентспилсском порте, то там объемы угля за последний год упали до 40%. В свою очередь общее падение всех переваленных грузов за 2015 год по отношению к 2014 году составляет примерно 20,5%, и падение грузооборота в Вентспилсе происходит уже начиная с 2012 года», — рассказывает в интервью порталу BaltNews.lv президент организации «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» Инга Антане.
В Рижском порту, по ее словам, за последний год падение не такое страшное, но все равно оно больше 10%. Резкое падение и у железнодорожных грузов. За 9 месяцев 2016 года по сравнению с тем же периодом 2015 года общее сокращение грузов составило 20%. В том числе транзитный груз через порты сократился на 19%.
«Весь этот год я заявляла нашим официальным лицам — отраслевым министрам и премьеру, что наша транзитная отрасль переживает серьёзные проблемы. Первый раз я это сказала еще в 2012 году, когда исследователи Всемирного банка презентовали свой доклад, в котором было черным по белому написано, что Россия планирует развивать свои порты на Балтике. То есть уже тогда было понятно, что российские грузы, составляющие 80% транзита, будут от нас уходить. Поэтому Латвии крайне необходима программа развития транзитной отрасли: что мы будем делать через несколько лет, когда этот момент окончательно наступит», — говорит в интервью Антане. По ее словам, стратегия России понятна и логична. Ведь если у государства есть порты, то оно заинтересовано в их развитии. Но и у Латвии есть порты, и не один, а целых три больших порта, приносящих государству хорошую прибыль — около миллиарда евро в год.
«Однако наши руководители не озаботились этой проблемой, и сейчас, когда полный уход российских грузов все ближе и ближе, мы сидим и думаем, что же нам делать. Но об этом надо было думать существенно раньше, когда была возможность что-то поменять», — сетует Антане.
Антане ранее уже подчеркивала, что даже если должностные лица что-то и делают, то предприниматели этого не ощущают и не видели ни одного документа со стратегическим планом, как поступать дальше. «У нас есть программа развития портов, по которой грузооборот составит до ста миллионов тонн в год. Но это абсурд. Ситуация очень изменилась, и эта программа не работает. Объемы переваленных грузов падают и в прошлом году составили всего 68 млн. тонн. Так что Латвии срочно необходима новая транзитная стратегия для наших портов и железной дороги», — говорит президент БАТЛ.
На вопрос о том, что Латвия может предложить Китаю в проекте Нового Шелкового пути, чего не может Россия, президент БАТЛ ответила, что Латвия — член ЕС с тремя большими портами рядом со Скандинавией. Так что Латвия может предложить Китаю выход в Европу и дальше на Запад, чего Россия, не входящая в ЕС, предложить не может. «Конечно, понятно, что при сотрудничестве с Китаем, нам необходимы контакты с Россией. И здесь, как всегда — с одной стороны политика, с другой — экономика. Я вижу, что происходит с нашими портами, что происходит с нашей железной дорогой, и если мы как страна хотим, чтобы транзитная отрасль продолжала приносить доход, то без России не обойтись. Географию пока еще никто не отменял», — поясняет в интервью Антане.
На ее взгляд, печально, что правительство озаботилось тушением дома, когда половина его уже сгорела, а оставшаяся часть продолжает полыхать в огне. «Хотя если бы пожар стали останавливать, когда он только начинал разгораться, то ситуация была бы совсем другой. Тогда как сейчас восстанавливать все будет намного труднее. Теперь для нас главное — не привлечение новых грузов, а хотя бы не потерять те, что у нас остались», — уверена Антане.
«Одно могу сказать точно: так, как было еще несколько лет назад, уже никогда не будет. Ситуация быстро меняется не только в Латвии, но и во всем мире. Сейчас на передний план выходит Китай, о котором раньше как-то никто не задумывался. Поэтому если Латвия сможет встроиться в эту новую зарождающуюся транспортную систему, то и с нашей транзитной отраслью все будет хорошо», — сказала Антане. Президент БАТЛ надеется, что на планирующемся в начале ноября саммите «16+1» в Риге, Латвия сможет презентовать свой транзит на самом высоком уровне. По мнению Антане, у Латвии очень хорошие возможности и нужно просто уметь профессионально и умно их использовать. Только от этого будет зависеть, останется ли транзит той сферой экономики, которая приносит прибыль, или его сокращение продолжится.
BNN уже писал, что в начале ноября в латвийской столице на саммит соберутся главы правительств Китая, 11 стран Евросоюза и 5 Балканских стран. У Латвии во время саммита будет возможность не только популяризировать образ страны в международной среде, но и развивать экономические связи.
«16+1» — инициатива Китая, суть которой заключается в активизации сотрудничества с 11 странами-участницами ЕС и 5 Балканскими странами (Албания, Болгария, Босния и Герцеговина, Венгрия, Латвия, Литва, Македония, Польша, Румыния, Сербия, Словакия, Словения, Хорватия, Черногория, Чехия, Эстония) в области инвестиций, транспорта, финансов, науки, образования и культуры. Китай в рамках инициативы в сфере экономики определил 3 приоритетные сферы потенциального сотрудничества: инфраструктура, высокие технологии и зеленые технологии.
Цель сотрудничества — продвижение важных национальных и региональных проектов. Вместо того чтобы заменять существующие механизмы или платформы двустороннего сотрудничества, этот формат стремится их дополнить и укрепить, чтобы улучшить и расширить сотрудничество между Китаем и 16 странами Центральной и Восточной Европы (ЦВЕ). «16+1» будет развивать синергию с главными инициативами и планами ЕС и отношения Китая и ЕС, сообщает Министерство иностранных дел.
В прошлом году Китай был 21-м крупнейшим партнером Латвии по экспорту и 9-м крупнейшим партнером по импорту товаров. Латвия экспортирует в Китай древесину и изделия из нее (41%), машины и механизмы, электрооборудование (16%), металлы и изделия из них (13%), минеральные продукты (12%) сельскохозяйственные и продовольственные товары (7%). В импорте доминируют машины и механизмы; электрооборудование (55%), товары химической промышленности (11%), товары легкой промышленности (8%). В 2015 году на 74,6% увеличились иностранные прямые инвестиции Китая, достигнув 5,8 млн евро, свидетельствует информация на сайте Латвийско-китайского бизнес-совета.
Ref: 102.000.112.5023
… Так может быть, госпожа Antane, Вы предложите вступить в состав pоссии ? Почему не подождать — когда китайские границы будут у Уралa …