Пять лет назад, в 2012 году, издание Financial Times назвало Вентспилсский свободный порт второй лучше портовой зоной в мире. Десять лет назад, в 2007 году, Вентспилсский порт по объему переваленных грузов (31 млн т) опережал Ригу (25,9 млн т). А в прошлом году грузооборот терминалов Вентспилсского порта составлял всего 18,8 млн т, тогда как в Рижском порту – 37 млн т.
Что нужно сделать, чтобы Вентспилс сохранял свои преимущества, рассказала в интервью порталу Ventspilnieks.lv президент общества «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» (БАТЛ) Инга Антане.
Подчеркивается, что именно незамерзающий порт и выгодное географическое расположение были теми факторами, которые способствовали расцвету и развитию Вентспилсского порта.
Возглавляемое Вами общество представляет крупнейших работающих в Вентспилсском порту предпринимателей и крупнейших плательщиков налогов в бюджет города. Но если объем грузов продолжит падать, то снизится не только прибыль этих предприятий, но также доходы городского бюджета. Что надо делать, чтобы транзитные грузы продолжали ездить по железной дороге в вентспилсскую и лиепайскую стороны?
Сначала я хотела бы добавить, что, во-первых, Вентспилсский порт — незамерзающий порт восточного побережья Балтийского моря, находящийся дальше всего к северу. Во-вторых, Вентспилсский порт является самым глубоким портом восточного побережья Балтийского моря. Если впишите в поисковик Google фразу Baltijas jūras dziļākā osta (самый глубокий порт Балтийского моря), то вам будет предложен Вентспилсский порт. Это очень существенные преимущества Вентспилсского порта по сравнению с другими конкурирующими портами.
Признаки того, что объем грузов в вентспилсском направлении снижается, были заметны на протяжении нескольких лет. Я не раз подчеркивала, что если теряет Вентспилс, то теряет и все народное хозяйство Латвии. Поэтому недопустима конкуренция между крупнейшими латвийскими портами — Ригой, Вентспилсом и Лиепаей. Все эти порты, как и железная дорога, являются единой, принадлежащей Латвийскому государству, его населению инфраструктурой. Национальное богатство нашей страны. Но из-за до сих пор не разработанного единого железнодорожного тарифа Вентспилсский и Лиепайский порты находятся в гораздо более невыгодной ситуации, чем Рижский порт. Вентспилсское и лиепайское направления обходятся грузовладельцам на 2-4 евро дороже за тонну. Грузовладельцы всегда будут искать более дешевые и выгодные грузовые транспортные пути, и если их грузы не сможет принять Рижский порт, тогда они будут отвезены в Таллинский или Клайпедский порт. Каждый потерянный таким образом груз это убыток для государства. Введение единого тарифа решило бы эту ситуацию: если бы доставка груза, скажем, от Зилупе до Вентспилса или Лиепаи стоила бы столько, сколько до Риги, то объем значительно бы увеличился, и в результате выиграли бы все – государство, наши портовые города и Latvijas dzelzceļš.
Во-вторых, как я уже неоднократно подчеркивала, намного интенсивнее и быстрее нужно работать над разработкой так называемого латвийского единого транспортно-логистического, в том числе транзитного коридора. Мы вложили огромные финансовые ресурсы, чтобы создать привлекательную железнодорожную и портовую инфраструктуру, однако раньше мы не могли предлагать ее как единое целое. Сейчас мы пытаемся исправить ситуацию.
В-третьих, необходимо модернизировать железнодорожную сеть, чтобы грузоперевозчики могли тянуть более длинные составы поездов, что означало бы не только сокращение расходов, но также улучшение качества окружающей среды при снижении потребления топлива. По неизвестным мне причинам это до сих пор не сделано.
Может, нужно просто смириться с тем, что значение порта в жизни вентспилчан снижается, и заняться индустриализацией города?
Транспортная отрасль — транзит и логистика — есть и будет одной из главных отраслей народного хозяйства Вентспилса, которая имеет и будет иметь существенное значение и народном хозяйстве всей Латвии.
Деятельность и развитие Вентспилсского порта и города давно тесно связана с потоком транзитных грузов. И поэтому любые изменения в этой отрасли напрямую влияют и на вопросы роста города.
В руках вентспилчан уникальная инфраструктура с огромным потенциалом в создании рабочих мест и привлечении инвестиций. Работа порта напрямую отражается на экономике города, уровне занятости. И поэтому важно продолжать развивать деятельность Вентспилсского порта и связанные с ним услуги. Также важно развивать порт как место, где могут собираться предприятия, которые работают и в более широких связанных с мореходством отраслях. Надо делать все, чтобы город и его жители получали максимум пользы от порта.
А может, можно обойтись без порта? Вентспилчане ведь не раз жаловались на запахи, которые появляются именно в результате работы порта…
От конкурентоспособности порта самым непосредственным образом зависит благополучие Вентспилса и его жителей. Это рабочие места, конкурентоспособная зарплата, социальное благополучие, городская инфраструктура, детские игровые площадки и все остальное. Муниципалитет больше получает именно от портовых предприятий, которые грузят такие группы продуктов, как уголь, нефть и др. Львиную долю муниципального бюджета составляет именно подоходный налог (ПНН) с задекларированных в городе жителей (80% попадает в муниципальный бюджет, 20% – в государственный бюджет). В 2015 году, по данным публичного отчета Вентспилса, ПНН составлял 25,85 млн евро, или 58% от всех доходов основного бюджета. Но ведь эти денежки надо зарабатывать, и заработать их может только предприниматель. Связь очень тесная: чем слабее будет конкурентоспособность нашего порта, тем меньше заработает предприниматель и тем больше снизится объем денег на одного жителя. По сути, от деятельности стивидоров в Вентспилсском порту в большей степени зависит и благополучие жителей города.
Говоря о запахах, не буду отрицать, что переработка нефтепродуктов, рапса и производство биотоплива действительно может создавать и создает неприятный аромат. Но это решаемые проблемы. Сейчас доступны специальные системы по предотвращению загрязнения воздуха и также по уменьшению неприятных ароматов. Например, Ventspils nafta termināls уже заказал оборудование по сбору паров стоимостью в несколько миллионов евро. Оборудование предусмотрено именно для повышения стандартов охраны окружающей среды. Конечно, установка таких специальных систем требует от предприятий большие капиталовложения, и поэтому дорожают их услуги, но по крайней мере входящие в БАТЛ предприятия это делают.
Что надо делать, чтобы работающие в порту предприятия и дальше были одними из лучших работодателей в городе? По информации, опубликованной на сайте думы, средняя зарплата в лицензированных Вентспилсским портом предприятиях до уплаты налогов в 2015 году составляла 1081 евро. Это не маленькая сумма.
Во-первых, надо подчеркнуть, что Вентспилсский порт много работает над улучшением инфраструктуры, и это действительно похвально. Но при этом надо признать, что одна только инфраструктура не поможет — очень многое зависит от способности стивидоров привлекать грузы. Но чтобы предприниматель мог привлечь эти грузы, ему необходимы конкретные инструменты. Одного лишь утверждения, что у нас хороший порт и инфраструктура, недостаточно, ведь грузовладелец в первую очередь спросит: сколько это стоит? Если наша цена не конкурентоспособная, выше, чем у Риги или Клайпеды, мы проигрываем. Однако есть вопросы, в решении которых муниципалитет мог бы участвовать давно и намного активнее. Например, технические улучшения железной дороги в вентспилсском направлении. Построив так называемые «карманы», которые позволят везти значительно более длинные составы поездов, снижая таким образом расходы, потребление топлива и негативное влияние на окружающую среду. Конечно, модернизация железной дороги находится в компетенции Latvijas dzelzceļš, но Вентспилсский муниципалитет достаточно влиятельный, чтобы на уровне Министерства сообщения инициировать решение этого вопроса. Почему этот важный для конкурентоспособности Вентспилса вопрос давно не решен, не знаю. Конечно, можно возразить, что модернизация железных дорог потребует значительных финансовых ресурсов, но я думаю, что такому проекту легко удастся привлечь средства еврофондов.
БАТЛ еще с 2014 года призывает пересмотреть железнодорожные тарифы в направлении портов Вентспилса и Лиепаи. Выравнивание тарифов принесет Вентспилсу и жителям города неоспоримую пользу, но один из самых влиятельных муниципалитетов Латвии претворяется, будто не видит этой проблемы. Еще до саммита «16+1» я писала о необходимости разработки латвийского единого транзитного коридора и выравнивания тарифов и главам правительства, и ответственному за отрасль Министерству сообщения, и портам и муниципалитетам Лиепаи и Вентспилса. От Лиепайского порта ответ и поддержку для решения этого вопроса ассоциация получила, а от Вентспилсского — нет.
Конечно, напрямую муниципалитет не может влиять на работу порта. Зато руководство города может содействовать развитию порта и инфраструктуры. Муниципальные представители есть в правлении порта, и от их решений тоже зависят качество и доступность этой инфраструктуры, а также вопросы развития порта. Муниципалитет не должен создавать никакие препятствия деятельности работающих в порту предприятий. Должен быть основанный на разумных решениях баланс между интересами города и портом.
Может, индустриализация города важнее дальнейшего развития порта? Новые производства, рабочие места и приток инвестиций?
С тем, что индустриализация в Вентспилсе сможет заменить транзит, я не согласна. Для того чтобы опирать будущее города главным образом на индустриализацию, должны быть очень серьезные долгосрочные подсчеты. В Вентспилсе уже работает несколько производств, но вопрос в их отдаче. Развивать производство можно и нужно, но надо понимать, что именно мы хотим производить, с какой добавленной стоимостью будут эти продукты. У меня лишь один вопрос: есть и будет ли какая-то польза от этого вентспилчанам и региональному развитию.
Нам в Вентспилсе надо продолжать бороться за конкурентоспособность крупнейшего латвийского регионального порта, за тарифы, модернизацию железной дороги и грузовой транзитный коридор в вентспилсском направлении. Нам надо продолжать конкурировать с остальными портами восточного побережья Балтийского моря. Россия выдвинула высокие цели по развитию своих портов, и мы должны это иметь в виду. В то же время надо продолжать интенсивную работу на политическом уровне для привлечения российских и белорусских грузов. Заводы и индустриализация не смогут заменить транзит. Нам лишь немного нужно поработать, чтобы Вентспилсский порт снова стал непобедимым.
Ref: 225.112.112.5806