В этом году в Латвии средняя инфляция составит 0,3-0,4%, прогнозируют банковские аналитики, комментируя опубликованные в понедельник, 9 ноября, данные об изменениях потребительских цен в октябре.
Эксперт макроэкономики банка SEB Дайнис Гашпуйтис отмечает, что в этом году в основе дефляции лежит выраженное снижение цен на энергию, эффект от которого постепенно иссякнет.
«Возобновленные ограничений и риски рецессии продолжат подавлять движущие инфляцию силы, которые и раньше были весьма слабыми. Предприниматели будут очень осторожны с повышением цен и, скорее всего, приложат немало усилий, чтобы удержать и привлечь покупателей скидками. В сложной ситуации останутся поставщики услуг, поскольку давление зарплат сохранится. Поэтому предпринимателям придется взвалить это на свои плечи», — отметил Гашпуйтис.
Он признал, что в целом это особенное время, в том числе в контексте инфляции.
«Например, что означает спад цен или рост в определенных сегментах, если возможности потребления очень ограничены или их вовсе нет?»
«Такие обстоятельства осложняют и учет цен. Также ясно, что изменения ждут и структуру потребления домохозяйств, и таким образом отклонения от средней статистической корзины стали еще более выраженными», — сказал Гашпуйтис.
При этом, по прогнозам эксперта, в этом году средняя инфляция в Латвии составит 0,3%, а в следующем году потребительские цены вырастут на 2%.
Экономист Swedbank Лаймдота Комаре отметила, что до сих пор главные ограничивающие инфляцию элементы это расходы, которые главным образом определяются низкими ценами на топливо. В октябре топливные цены за месяц в среднем уменьшились на 2,6%, а за год — на 14%. Поскольку мировые цены на нефть девятый месяц подряд не достигают уровня предыдущего года, а COVID-19 продолжает стремительно распространяться по миру, скорее всего, цены на топливо еще некоторое время ив Латвии будут оставаться ниже уровня прошлого года.
Она отметила, что в октябре снижение цен отмечалось и в расходах, связанных с жильем, или в коммунальных счетах. Это в основном связано с тем, что многие поставщики отопительных услуг, например, АО Rīgas siltums, АО Daugavpils siltumtīkli и ООО Salaspils siltums в октябре понизили тарифы на теплоэнергию.
«Объявленная в ноябре чрезвычайная ситуация однозначно окажет влияние и на инфляцию. Скорее всего, в ближайшем будущем сократится давление цен за услуги, поскольку внесенные в период ЧС ограничения главным образом влияют именно на сферу услуг. В ноябре мы можем еще не увидеть это в статистике, поскольку оказание услуг будет ограниченным. Реальные перемены в ценах отразятся с небольшим опозданием. Однако первые последствия чрезвычайной ситуации мы увидим уже в ближайшее время на ценах на товары. Например, как и весной, из-за упавшего спроса могут снизиться цены на одежду и обувь. А весной цены на чрезвычайно востребованные весной товары личной гигиены, например, на маски и средства дезинфекции, цены в зимние месяцы могут остаться без стремительного роста», — сказала Комаре.
Она прогнозирует, что в этом году в Латвии средняя годовая инфляция составит 0,4%, а в 2021 году не превысит 1,5%.
Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш отметил, что низкая инфляция в Латвии, скорее всего, сохранится до весны будущего года.
Он отметил, что основные причины дефляции как в Латвии, так и в еврозоне одни и те же — низкие цены на нефть, рост курса евро и спад экономической активности под влиянием кризиса COVID-19. Из-за этого увеличилась безработица и затормозился рост зарплат.
«На мой взгляд, в краткосрочной перспективе нет оснований считать, что эти влияющие на инфляцию факторы могут измениться. Вместе с объявлением чрезвычайной ситуации в Латвии и со снижением экономической активности в ближайшие месяцы ожидается рост безработицы, что определенно ограничит рост цен на внутренние услуги. Вдобавок к этому различные ограничения вводятся и во многих других европейских странах, и это не способствует спросу на нефтепродукты, поэтому стремительного роста цен на нефть не предвидится», — сказал Аболиньш.