БАТЛ: Электрификация железной дороги — открытая некомпетентность или афера века?

Несмотря на многократные призывы отрасли в течение двух лет, Министерство сообщения до сих пор не смогло подготовить план по привлечению грузов, единое предложение для наших партнеров по сотрудничеству, до сих пор нет ясного определения транзитной стратегии и направления развития, отмечают члены общества Балтийская ассоциация транспорт и логистика (БАТЛ).

Более того, в последние годы в транзитной отрасли отмечается уменьшение объемов грузов, и для того, чтобы уменьшить это снижение, Вентспилсский порт вынужден задуматься об индустриализации порта. Сейчас ничего не указывает на возможное изменение ситуации.

Вместо того, чтобы прислушаться к представителям отрасли и вместе начать работать над ее стабилизацией, Министерство сообщения демонстрирует непреодолимое желание любой ценой реализовать проект электрификации железной дороги, к тому же это происходит без четкого представления о дальнейшем развития транзитной отрасли и прогнозируемых объемах грузов. «Министерство всеми силами хочет потратить от 690 млн до 1,3 млрд евро, называя выгодой улучшение экологической ситуации в результате отказа от дизельных локомотивов, повышения скорости на железнодорожных перевозках и от длины поездов, которые могли бы перевезти больший объем грузов», — говорится в сообщении БАТЛ.

Также подчеркивается, что обществу до сих пор подробно не разъяснили долгосрочное влияние проекта на латвийскую экономику, не раскрываются и не обсуждаются вероятные риски.

Чтобы окупился проект стоимостью 1,3 млрд евро, из которых лишь небольшую часть — 347 млн евро — обязался покрыть Европейский союз, Латвии следует заручиться договором о гарантированной перевозке не менее 40 млн тонн грузов в год хотя бы на 40 лет вперед. Однако, учитывая геополитическую ситуацию и близорукость латвийских государственных деятелей, при нынешней тенденции ежегодного снижения объемов перевозок о таких объемах железнодорожных грузоперевозок Латвия может только мечтать, считают эксперты.

Следует напомнить, что исторически латвийская железная дорога и порты в основном жили за счет российских грузов. Сейчас Россия развивает свои порты, а это означает, что постепенно она направит свои грузы в собственные порты и, насколько известно, эти планы России пока никто не отменял. Вместо того чтобы искать пути привлечения новых грузов, ответственное за отрасль министерство без какого-либо экономически рационального обоснования утверждает, что электрификация улучшит нашу конкурентоспособность.

Сейчас нет ответа на вопросы об объемах планируемой электрификации:
— Коснется ли электрификация всей железной дороги или лишь одного ее участка? Если планируется электрифицировать железную дорогу до Рижского и Вентспилсского портов, значит, надо так и сказать, чтобы общество поняло, что вместе это будет стоить более одного миллиарда евро.
— Где Латвия возьмет электроэнергию на электрификацию железной дороги, сколько это будет стоить, как изменится цена на электричество, как электрификация повлияет на железнодорожные тарифы, как она состыкуется с линией Rail Baltic и какие решения будут созданы в местах пересечений, как это повлияет на грузопроводность?

Это лишь некоторые вопросы, ответы на которые министерство дать не готово, но которые следовало бы получить еще до того, как Latvijas dzelzceļš и государство будут вынуждены взять многомиллионные кредиты, о перспективах возврата которых никто даже не пытался дать хоть какие-то объяснения и расчеты, подчеркивает БАТЛ.

«Очевидно, что кому-то придется за все это платить. Но кому? Если объемы грузов продолжат падать, что имеет объективное обоснование, миллиарды придется окупать при упавших объемах грузов, что означает повышение железнодорожных тарифов, после чего, словно по эффекту снежного кома, у владельцев грузов неизбежно появится заинтересованность в поиске более дешевых путей к портам Балтийского моря. Выбор возможен в пользу российских портов, Клайпеды или Таллина, что вместе с тем еще больше уменьшит шансы Латвии привлечь транзитные грузы», — указала президент БАТЛ Инга Антане.

Также подчеркивается, что государственные проекты подобного масштаба требуют отраслевой и общественной поддержки. Но вместо того, чтобы позволить обществу ознакомиться с грандиозными планами на будущее, взвесить дополнительные риски и возможности, устроить полноценную дискуссию и найти лучшее для Латвии решение, Министерство сообщения скрывает информацию о данном проекте.

В конце концов за проект придется платить всему народу Латвии, подобно тому, как было с крахом банка Parex. Никакой критики не выдерживает и намерение Министерства сообщения в спешке реализовать проект, прикрываясь необходимостью успеть получить финансирование Европейского союза, считает общество. «Не подведет ли в очередной раз необдуманная и алчная жажда европейских денег государство к грани банкротства» — задается вопросом Антане.

БАТЛ уже многократно указывало на необходимость содействовать развитию латвийских отраслей транспорта и логистики, в том числе повышению конкурентоспособности на международном уровне, однако общество так до сих пор и не получило от правительства ответы на призывы жизненно важной для экономики Латвии отрасли. Вместо этого правительство необдуманно совершает шаги, которые могут привести к полному уничтожению транзитной отрасли и которые выгодны лишь узкому кругу задействованных в проекте лиц, а не дальнейшему развитию государства.

Ref:103.108.108.10030

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости