Самым проблемным фактором в латвийском транзитном бизнесе сейчас являются железнодорожные тарифы. К тому же, как показывает свежее исследование, в Латвии они самые высокие в Европе, отмечает президент организации «Балтийская Ассоциация — Транспорт и Логистика» (БАТЛ) Инга Антане. Это свидетельствует о том, что с экономическим обоснованием тарифов не все в порядке.
Как отмечает Антане, ситуация в латвийском транзитном бизнесе с учетом потрясений в этой отрасли и формирования нового мирового порядка сейчас зависит именно от министра путей сообщения. «Железнодорожные тарифы надо снижать, но вопрос — как? Поможет ли это внешней или внутренней конкуренции? Это должно быть комплексное мероприятие, и нужно говорить о гибкой политике оплаты использования железнодорожной инфраструктуры. В последнем разговоре госсекретарь Министерства путей сообщения Каспарс Озолиньш сказал, что гибкая тарифная политика в данный момент является приоритетом», — поясняет президент БАТЛ.
Недавно был опубликован доклад Еврокомиссии о надзоре за рынком железнодорожного транспорта. Данные о расходах на латвийский железнодорожный транспорт печальные. В Латвии — с большим отрывом — самая высокая в Евросоюзе плата за инфраструктуру (на километр железной дороги) — 9,97 евро (в Литве — 7,14 евро, а в Эстонии – 4,63 евро).
Антане отметила, что на заседании Инвестиционного совета, министр иностранных дел Эдгарс Ринкевичс, говоря о привлечении новых инвестиций из Китая, отметил, что можно много чего делать для поиска новых рынков, но нужно решать вопрос о тарифах на инфраструктуру. На эту проблему указывают и иностранные партнеры, и в ходе зарубежных визитов тарифный вопрос стоит на первом месте. «Надеюсь, что министр путей сообщения и министерство привлечет отрасль к разработке новой методики установления тарифов. Это нужно делать немедленно», — говорит отраслевой эксперт.
Руководство БАТЛ подало предложения о выравнивании тарифов между портами. Необходимо поменять методику подсчета: с километра поезда на что-то другое, например на категории железных дорог, как это было раньше — до 2006 года. Существуют несколько способов подсчета тарифа, но и это следует рассматривать и изучать комплексно. «Есть возможности это сделать, но нужна политическая воля. Представители Минпутей сообщения, железной дороги, Регулятора общественных услуг, который принимает решение о методике, должны сесть за один стол. Проблему нужно обсудить. С Озолиньшем были разговоры о создании рабочей группы, и сейчас жду, когда это будет сделано, чтобы взяться за решение вопроса», — сказала Антане.
Ref: 102.112.112.3391