Этот год для транзитной отрасли был относительно стабильным, а 2019-й оценивается осторожно, тем более что неизвестно, каким будет состав нового правительства и, следовательно, его политический курс, а также развитие геополитический событий, которые могут отразиться на латвийском транзите, говорит член правления общества «Балтийская ассоциация – Транспорт и логистика» (БАТЛ) Иварс Ландманис.
2018 год в транзитной отрасли запомнится уменьшением стремительного спада грузооборота, наблюдавшегося в последние годы, а также небольшим ростом в важнейшем сегменте портовых грузооперевозок – угольные грузы. Сегмент нефтепродуктов продолжал сокращаться и достиг одного из самых низких показателей последних десяти лет. И хотя на государственном уровне выдвигается цель компенсировать спад нефтепродуктов генеральными грузами, однако сейчас их прирост около 15-20% в год не способен на это. Следует отметить, что уголь и нефтепродукты обеспечивают около 70% железнодорожных грузов, сообщает порталу BNN Ландманис.
«Ситуация в отрасли до сих пор остается очень сложной, однако есть и положительные моменты. Участники рынка продолжают активно работать над поиском новых партнеров и новых видов грузов. Это подтверждает прирост оборота отдельных видов грузов, например, зерна, древесины, контейнеров. В качестве хорошего примера можно назвать предприятие ассоциации — Noord Natie Ventspils Termināls, которое начало успешно развиваться на новой нише – привлечение круизных судов в Вентспилсский порт, что помогает туризму в Вентспилсе и повышает узнаваемость города в более широком масштабе. Благодаря им, в этом году Вентспилс как остановка был включен в маршруты нескольких круизных судов. Например, 5-звездочная плавучая гостиница с 600 пассажирами из Великобритании причаливала в Вентспилсском порту летом этого года», — рассказывает член правления БАТЛ.
По его словам, этот год поставил перед портовыми предприятиями и новые вызовы, связанные с оптимизацией расходов, так как год начался с прироста двух важных компонентов расходов – акцизного налога на топливо и платы за инфраструктуру в железнодорожных перевозках. Повышение этих компонентов в текущем году привело к увеличению себестоимости перевозки мазута по железной дороге в Вентспилс на 0,60 евро/т, а угля – на 0,54 евро/т. «Следует отметить, что по сравнению с другими транзитными странами региона Латвия и раньше была менее конкурентоспособной. Например, в плане дороговизны платы за инфраструктуру мы является одними из лидеров в Европе, что тоже влияет на конкурентоспособность латвийского транзитного коридора», — поясняет Ландманис. Он добавил, что подорожание зафиксировано и в других сферах, которые касаются именно вентспилсских предприятий, например подорожание платы за аренду портовой земли, а также измененные Latvijas Dzelzceļš цены на услуги «Обработка вагонов с/без формирования поездов», что стало сюрпризом для предприятий.
В 2019 году ожидаются новые испытания для отрасли
«Транзит – вторая по значимости отрасль народного хозяйства страны. Поэтому важно не терять ее потенциал, а развивать его. На данный момент приоритетом профильного министерства должно быть снижение расходов транзитного коридора, и в итоге Латвии будет легче конкурировать с соседями в привлечении новых грузов, особенно новых видов грузов. Это важно, если хотим обращаться к китайскому рынку. Решение стратегических вопросов, касающихся повышения конкурентоспособности отрасли, на данный момент задерживают затянувшиеся переговоры о формировании правительства», — считает Ландманис.
Он добавил, что в этом году по сравнению с прошлым годом немного удалось увеличить объем транзита угля, что нетипично для летнего сезона и в основном связано с ограничениями на время модернизации терминала в российском порту Усть-Луга. После модернизации мощность в порту значительно увеличится. «Учитывая этот аспект, а также тенденции грузооборота нефтепродуктов, в 2019 году Латвию ожидает очередной спад грузооборота в портах и на железной дороге. Поэтому уже сейчас можно прогнозировать, что следующий год станет годом новых испытаний. Сегмент контейнеров растет постепенно, и нет никакого повода надеяться, что в следующем году он будет развиваться быстрее», — говорит Ландманис.
По его мнению, новым испытанием станет и очередное повышение бремени расходов. К примеру, известно, что со следующего года Вентспилсский порт повысит плату за использование портовых услуг, что не улучшит конкурентоспособность порта на фоне других портов Латвии. А высокая плата за использование принадлежащей государству железнодорожной инфраструктуры общего пользования однозначно продолжит снижать общую конкурентоспособность латвийского транзитного коридора в мире.
«Политический курс будет зависеть от следующего министра транспорта и правительства в целом. Необходимо достичь, чтобы расходы латвийских транзитных коридоров (за тонну) были одинаковыми, несмотря на расстояния до портов. Это можно регулировать платой за использование государственной инфраструктуры (сеть железных дорог, портовая инфраструктура). Не должна возникать ситуация, когда плата за использование принадлежащей государству инфраструктуры регулирует конкурентоспособность потока транзитных грузов в Латвии. Это возможно, но для этого должно быть политическое решение с заинтересованностью государственных должностных лиц и способностью брать на себя ответственность», — резюмировал Ландманис.