Электронная переписка торговцев автомобилями Volkswagen показала, что компании, вероятно, сами участвовали в организации государственных закупочных конкурсов.
В электронной переписке, оказавшейся в распоряжении телепередачи de facto, говорится, что дилеры Volkswagen вместо должностных лиц составляли необходимые технические характеристики автомобилей, а также просили своих конкурентов не участвовать в конкурсах.
Почти половину автомобилей, приобретенных в период с 2007 по 2012 гг. для нужд Лиепайской думы или ее учреждений, обеспечил дилер Volkswagen, компания SD Autocentrs . В переписке дилеров, оказавшейся в распоряжении телепередачи de facto, говорится, что фирме не пришлось особо стараться, чтобы победить в конкурсах. Получается, что SD Autocentrs сам помогал в организации закупочных конкурсов: писал технические характеристики автомобилей, находил фиктивных участников, а позднее сам предоставлял нужные машины.
Так, например, четыре года назад один из сотрудников SD Autocentrs отправил э-письмо компании теплоснабжения Liepājas enerģija: «Привет Ц., в приложении отправил тебе технические характеристики в вашей форме. Когда объявите, дайте знать, я подготовлю свое предложение и предложения претендентов. Другими претендентами могут быть как раньше [докладчик Совета по конкуренции], а также ООО Venta motors. (…)».
Через пару недель этот же сотрудник отправил э-письмо другим латвийским распространителям автомобилей Volkswagen. Вероятно, это делалось с целью, чтобы в конкурсе внезапно не появился конкурент с более низкой ценой. «(…) Характеристики для клиента подготовил я, и машины уже отправлены с завода. Предложение fleet тоже подготовлено, поэтому прошу учесть нашу работу. (…)»
Во дворе Лиепайской муниципальной полиции тоже стоят машины Volkswagen, купленные в SD Autocentrs. В 2012 году один из сотрудников SD Autocentrs разослал остальным компаниям-дилерам Volkswagen э-письмо: «Хочу Вам сообщить, что после долгих переговоров в Лиепайской думе муниципальная полиция утвердила покупку 3 автомобилей, и мы вместе составили технические характеристики к этой закупке, поэтому прошу Вас поддержать SD Autocentrs в этой закупке и свои предложения не подавать».
Победа SD Autocentrs в закупке Управления Лиепайской специальной экономической зоны (Лиепайская СЭЗ) привлекла внимание Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК). Судя по э-письму сотрудника компании, закупка записана задним числом: «В приложении отправил тебе документы на конкурс Лиепайской специальной экономической зоны. (…) Конкурс вроде как был объявлен 23 мая этого года, а срок подачи — 27 мая. Моя дата составления и подачи предложения 24 мая, Venta motors — 26 мая, твое — 25 мая. Так что везде, где будет нужно, ставь, пожалуйста, 25 мая 2011 года. (…) Ты видишь, что конкурс проводится задним числом, поэтому прошу тебя сделать это как можно быстрее. Когда он будет готов? (…) С меня коньяк!»
Мэр Лиепаи Улдис Сескс считает, что «закупка была юридически точной и экономически выгодной. У меня нет документов с задним числом. Мы проводили внутреннюю проверку сотрудников, которые произвели закупку. Она не показала, что они совершили нарушение и нанесли ущерб какому-либо из учреждений».
В отличие от Сескса, БПБК признало четырех членов закупочной комиссии Лиепайской СЭЗ виновными в подлоге служебных документов. Однако уголовный процесс пришлось прекратить за истечением срока давности.
Зато одна из купленных машин – Volkswagen Phaeton – стала служебной машиной Сескса. В свое время Сескс был одним из руководителей и владельцев SD Autocentrs. В то время компания носила другое название. Управляющий Лиепайской СЭЗ отрицает, что это стало причиной, по которой именно SD Autocentrs победил в, возможно, фиктивном конкурсе. «Мы покупали машину Volkswagen, потому что смотрели, услуги каких сервисов есть в Лиепае, чтобы за каждой мелочью не приходилось ездить в Ригу», — объяснил управляющий Лиепайской СЭЗ Гунтарс Криевиньш. На аргумент о том, что в Лиепае доступны услуги полного сервиса других автомобильных марок, он возразил: «Ну да, но такие машины они просто не продают»!
Судя по переписке дилеров, фиктивные закупочные конкурсы, вероятно, были не только в Лиепае, но и в ряде других самоуправлений, например в Кулдиге, Айзпуте.
К тому же, кажется, что хорошие отношения у дилеров сложились и с руководителями государственных предприятий. Например, возможно, что коррупционной схемой воспользовалось старое правление Latvijas Televīzija семь лет назад. Из других э-писем этой переписки следует, что дилеры договаривались друг с другом о цене, какую предложат на конкурсе.
Совет по конкуренции пришел к выводу, что, во-первых, покупатели по закупкам переплатили в среднем от 10% до 20%. Во-вторых, сделки были, возможно, предварительно обговорены. «Коррупция очень тесно связана с картелями», — говорит председатель Совета по конкуренции Скайдрите Абрама. Затем она добавила, что «может, это вовсе не вопрос коррупции, а просто организаторам государственных закупок не хватает знаний о том, как составлять положение, характеристики, или не хватает желания экономно распоряжаться государственными средствами».
Только один из пойманных Советом по конкуренции дилеров, участвовавших в картеле, признал свою вину в нарушении. Это уже упоминавшийся SD Autocentrs. Остальные свое участие отрицают. «Мы считаем, что переписка, которая имела место в прошлом, до того как группа Moller купила дилеров на ул. Краста и Вентспилсе, для нас неприемлема. Поэтому мы внедрили новые процедуры, обучили сотрудников, чтобы такого рода корреспонденция не повторилась», — говорит представитель группы Moller Гундарс Ружа.
Совет по конкуренции оштрафовал компании за сговор. А действия должностных лиц государственных и муниципальных учреждений в таких случаях расследует БПБК. Оно получило решение совета, но пока не сообщило, начата ли проверка по какому-либо из этих случаев.
Телепередача выяснила, что и в прошлогодних госзакупках, в которых победил один из дилеров Volkswagen, он был в основном единственным претендентом.
Ref: 102.112.112.2195