В течение нескольких месяцев латвийский экспорт в Россию упал примерно на 25%, это резкое снижение, признала на этой неделе министр экономики Дана Рейзниеце-Озола.
Одновременно она с оптимизмом заявила, что потеря российского рынка способствовала тому, что латвийские предприниматели стали активнее искать рынки сбыта в других странах. Кроме того, местные бизнесмены получили своего рода еще одну «прививку» от кризисных ситуаций.
Впрочем, пока не достаточно хорошую, поскольку те 3%, на которые вырос экспорт латвийской продукции в другие государства, все еще не могут покрыть потери четверти объемов товаров, которые раньше продавались на российском рынке. В конце прошлого года посол России в Латвии Александр Вешняков предположил, что сокращение товарооборота между Россией и Латвией по итогам 2015 года может составить примерно на 30-40%.
А в интервью российскому агентству ТАСС Дана Рейзниеце-Озола сказала, что молекулы газа не имеют национальности, поэтому Латвия готова покупать российский газ, если он будет дешевле других. По ее мнению, возможность покупать его у других поставщиков мотивирует газовую компанию Latvijas Gāze и Газпром предоставлять лучшую цену.
Пока министр делает заявления, которые приятны как латвийскому, так и российскому уху – в зависимости от того, кому она говорит, жизнь идет своим чередом. И, несмотря на взаимные санкции ЕС и России, девять латвийских предприятий примут участие в международной выставке продуктов питания и напитков Продэкспо, которая пройдет в Москве в начале февраля. Об этом на неделе сообщили в Латвийском агентстве инвестиций и развития (ЛАИР), которое возглавляет супруг Даны Рейзниеце-Озолы – Андрис Озолс.
На национальном стенде, организованном ЛАИР, будет представлена продукция предприятий Rital D, Enhars, Pure Chocolate, Velte L, Даугавпилсского мясокомбината, Rаmkalni Nordeco doxycycline , Jaunkrasts, L.Е.V. и Kronis.
И, по данным ЛАИР, несмотря на санкции, из-за которых экспорт продуктов питания из Латвии в Россию значительно сократился, Россия по-прежнему остается крупнейшим экспортным партнером в пищевой промышленности — в первом полугодии 2015 года экспорт продуктов питания в эту страну составил 29% общего объема экспорта продукции пищевой отрасли Латвии.
И тут возникает вопрос: кому же верить – жене или мужу?
Осторожный оптимизм
Пока крупные компании ориентируются на экспорт, малые и средние предприятия Балтии осторожничают и видят потенциал на местных рынках, меньше внимания уделяя освоению новых экспортных направлений. Такие выводы содержатся в новейшем «Обзоре балтийского бизнеса 100MG SEB».
Больше всего оптимистично настроенных (тех, кто ожидает роста оборота более чем на 15%) малых и средних компаний — в Литве (20%). В остальных странах Балтии оптимистов немного меньше. В Латвии прироста оборота более чем на 15% в этом году ожидают 16% респондентов, в то время как 56% опрошенных рассчитывают на рост до 15%. По сравнению с прошлым годом в Латвии и Эстонии существенно выросло число пессимистов, т.е. тех, кто ждет снижения оборота — до 28%.
Как заявил эксперт по социальной экономике SEB banka Эдмунд Рудзитис, неопределенность и риски в мировой экономике, а также напряженная геополитическая ситуация продолжают влиять на настроение малых и средних предприятий. Под воздействием внешних факторов латвийская экономика демонстрирует весьма умеренный рост, к тому же слабый глобальный рост и рецессия на отдельных, важных для Латвии экспортных рынках, негативно влияют на оптимизм предпринимателей. Компании, которые смогли приспособиться к новым обстоятельствам и диверсифицировать свои продукты и рынки сбыта, смотрят в будущее с большим оптимизмом.
Из отраслей оптимистичнее всего настроены сельское хозяйство (31%), гостиничный бизнес и общепит (26%), а главные пессимисты, ожидающие падения оборота — это строительство (36%) и промышленность (35%).
Как и год назад, примерно четверть балтийских малых и средних предприятий ориентируется на местный рынок и рассчитывает повысить оборот за счет растущей покупательской способности. Однако в отличие от других стран Балтии в Латвии на восемь процентных пунктов (до 16%) выросло число предпринимателей, которые в этом году планируют освоить новые экспортные направления.
Также в этом году предприятия не планируют менять свою бизнес-модель — инновации в этой сфере планируют лишь до 8% опрошенных балтийских малых и средних компаний. Однако растет доля предприятий, готовых к инновационным продуктам и обучению персонала.
Осторожность малых и средних коммерсантов подтверждается данными европейского статистического бюро Eurostat об изменении цен на недвижимость, которую принято считать индикатором общего положения дел в экономике.
Выяснилось, что в третьем квартале 2015 года стоимость жилой недвижимости в Латвии снизилась на 7,6% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года. Это абсолютный рекорд среди всех 28 стран Евросоюза.
По данным статистического бюро, в 2015 году рынок недвижимости в Европе в целом демонстрировал умеренный рост: в странах ЕС жилье за третий квартал подорожало в среднем на 3,1% по сравнению с аналогичным показателем 2014 года, в странах еврозоны — на 2,3%. Активнее всего росли цены в Швеции (+13,7%), Австрии (+9,3%), Ирландии (+8,9%). А вот самое стремительное падение наблюдалось в Латвии, где рынок за три месяца «просел» на 7,6%. Далее по списку следуют Хорватия (-3,0%), Италия (-2,3%) и Франция (-1,2%).
В Литве цены на жилье в июле — сентябре прошлого года по сравнению с тем же периодом 2014 года выросли на 3,4%, а в Эстонии – на 4%.
Падение цен на жилье в Латвии наблюдается уже несколько лет. По утверждению экспертов, связано это в первую очередь с массовым оттоком латвийцев в другие страны ЕС и изменением условий выдачи вида на жительство иностранным гражданам после покупки двух объектов недвижимости за пределами Риги и Рижского региона.