Латвии как маленькой стране с небольшим по численности и стареющим населением предстоит решать вопрос, как меньшими ресурсами добиться лучших результатов. В связи с чем на этой неделе на заседании совета по занятости начался цикл дискуссий о реформе рынка труда.
Исходные данные, с которыми министры экономики, образования и благосостояния вступили в эту непростую борьбу с демографическими тенденциями, в целом неутешительны. Население страны не только стремительно сокращается и стареет (и эта тенденция сохранится и впредь), но и в массе своей имеет образование (а то и не имеем его вовсе), не отвечающее запросам экономики.
Наблюдается избыток специалистов гуманитарных и социальных наук, при этом явно не хватает высококвалифицированных специалистов по естественным наукам, информационным и коммуникационным технологиям (ИКТ), инженерно-технических специалистов, работников с профессиональным образованием, говорится в докладе Министерства экономики. Значительное число молодых людей попадает на рынок труда без профессии, существует и значительная доля низкоквалифицированных работников.
Поэтому на заседании совета по занятости обсуждался вопрос об образовании взрослых в контексте глобальных изменений в формах и структуре труда, что требует новых знаний и умений. Латвии важно создать гибкую систему обучения взрослых, способную быстро приспосабливаться к требованиям рынка, сошлись во мнении министры.
В свою очередь уменьшить число малоквалифицированных работников с текущих 31% до 20% к 2020 году планируется за счет уменьшения числа выпускников средних школ, которые не продолжают учебу и приходят на рынок труда без конкретной профессии.
По итогам заседания главы ответственных ведомств договорились о трех основных принципах на будущее. Первый — предложение по образованию будет разрабатываться в тесной связи с работодателями и отраслевыми экспертами, чтобы оно было как можно больше приспособлено к рынку труда. Второй — будет разработана долгосрочная стратегия дальнейшего развития системы образования взрослых, чтобы в ней участвовали предприятия и люди были сами заинтересованы в пополнении знаний. Третий — будут разработаны предложения по вовлечению в этот процесс учреждений высшего и среднего образования.
Россия перекрывает кран
Еще один вызов, с которым экономике придется справляться в ближайшем будущем, связан с намерением России к 2018 году полностью прекратить экспорт нефтепродуктов через порты стран Балтии. Соседнее государство продолжает работу над переориентацией поставок нефтепродуктов на экспорт через порты в Балтии в пользу собственных портов — Усть-Луги, Приморска и Новороссийска, сообщил на этой неделе глава российской компании Транснефть Николай Токарев. Если в прошлом году через порты стран Балтии переваливалось около 9 млн тонн российских нефтепродуктов, то в этом году — 5 млн тонн. До 2018 года этот грузопоток Россия планирует сократить до нуля.
Latvijas Dzelzceļš уже готовится к тому, что через несколько лет российские нефтепродукты не будут переваливаться через балтийские порты, сказал руководитель компании Эдвин Берзиньш, однако не пояснил, какие именно мероприятия входят в эту подготовку. Возможно, это будут поезда из Китая в Латвию. Первый такой укомплектованный испытательный поезд отправится до конца текущего года, пообещал на этой неделе министр сообщения Улдис Аугулис.
По его словам, географическое положение Латвии, являющейся внешней границей с Россией и Белоруссией, делает ее естественным мостом, соединяющим восток и запад, север и юг. Поэтому Латвия с ее хорошо развитой транспортной инфраструктурой, тремя незамерзающими портами, современными центрами логистики и дистрибуции интересна многим — Азии, России и СНГ, Западной и Северной Европе, Черноморскому региону.
По его словам, особенно важным в этом контексте является содействие сотрудничеству с Китаем. Чтобы способствовать развитию мировой экономики, надо сотрудничать, а не конкурировать, поэтому необходимо сообща работать над развитием транспортного коридора между Китаем и Европой.
Уже разработан единый тариф на железнодорожные перевозки от границы Китая до латвийских портов, ставший, как утверждает Аугулис, одним из результатов его визита в Китай. Также ведется активная работа с китайскими и белорусскими партнерами по созданию максимально эффективной модели для использования латвийских портов в контексте совместного белорусско-китайского проекта Великий камень, добавил он.
«Тихая заводь»
Но даже в нашей стране, как выясняется, есть «тихая заводь», на которой не отражаются тенденции на рынке труда, а геополитические вихри проносятся стороной. И эта «заводь» — Служба государственных доходов (СГД). На этой неделе Сейм в окончательном чтении одобрил изменения в законе об оплате труда работников госуправления и муниципальных органов, предусматривающие реализацию пилотного проекта по повышению зарплат ключевым сотрудникам СГД, чтобы позже на основе этого проекта рассмотреть возможность увеличения зарплат в госуправлении в целом.
Согласно законопроекту, зарплата генерального директора СГД составит 4020 евро с возможностью надбавок за хорошую работу в размере 60% от оклада. В настоящее время зарплата руководителя СГД составляет от 2000 до 3000 евро в месяц.
Как заявила министр финансов Дана Рейзниеце-Озола, средства на повышение зарплаты главы СГД будут взяты из нынешнего бюджета. Глава СГД будет распределять финансовые средства — увеличивать зарплату тем, кто работает в зоне риска, или всем работникам, что, по мнению министра, является не лучшим вариантом.
Директор Госканцелярии Мартиньш Криевиньш ранее пояснил, что СГД выбрана для пилотного проекта как учреждение, в успешной работе которого заинтересовано все общество. Результаты пилотного проекта планируется оценить в 2017 году.
А насколько хорошо работает служба сейчас можно судить по общей сумме налоговых задолженностей. В начале сентября она составила 1,421 млрд евро, что на 0,3% меньше, чем месяцем ранее, когда общая налоговая задолженность достигала 1,425 млрд евро. Фактически, можно считать, что эффективность работы службы, которая отвечает за собираемость налогов, равна нулю. И улучшится ли она после повышения зарплат, вероятно, станет понятно, в том же 2017 году.