Во вторник, 26 августа Кабинет Министров рассмотрел и одобрил поправки к закону «О налогах и пошлинах», предполагающие для предприятий, попавших в затруднительное финансовое положение, возможность претендовать на продление срока уплаты долга по налогам вплоть до пяти лет.
Согласно комментарию министра финансов Андриса Вилкса, такой возможностью смогут воспользоваться те налогоплательщики, у которых стоимость экспортируемых товаров в Россию, попавших под эмбарго, превышает 10% от общего объема выручки.
При этом, нововведение будет распространяться на всех налогоплательщиков, чья деятельность связана и с производством, и с экспортом товаров, запрещенных к импорту в соседнюю страну в связи с войной санкций. К ним относятся производители сельхозпродукции и перевозчики, а также предприятия, которые реализуют свою товары в других странах Евросоюза для дальнейшего экспорта в Россию. В качестве доказательства права на льготу может служить, к примеру, расторгнутый контракт о поставке соответствующего товара или предоставлении услуги.
По мнению авторов инициативы, новое правило будет стимулировать налогоплательщиков рассчитываться с казной и, в долгосрочной перспективе, позволит улучшить платежеспособность предпринимателей.
Окончательное решение о принятии поправок предстоит принять Сейму.
Факторинг вам в помощь
Согласно опросам общественного мнения, проведенного компанией по изучению общественного мнения SKDS по заказу банка Citadele, более половины предпринимателей не имеют представления о такой услуге, как факторинг.
Данным финансовым инструментом в основном пользуются оптовые торговцы и производственные предприятия, чтобы избежать замораживания оборотных средств или улучшить показатель денежного потока. Казалось бы: эти преимущества должны заинтересовать любого активного предпринимателя, но для Латвии это все еще экзотический продукт.
В частности, в ходе опроса 32,5% респондентов ответили, что слышали кое-что о факторинге, но не смогли точно сказать, что это такое. Еще треть или 33,2% опрошенных признались, что ничего об этом не слышали.
«Латвийские предприятия услугой факторинга в среднем пользуются в 3-4 раза меньше, чем их коллеги в Эстонии и Литве, что означает, что и наши предприниматели могли бы пользоваться преимуществами, предлагаемыми факторингом», — полагает председатель правления Citadele līzings un faktorings Петерис Плаудис.
Данные исследования показали, что к услуге факторинга чаще прибегают предприятия, чей оборот превышает миллион евро, а также предприятия, на которых трудоустроены 250 или более человек. В то же время 50% представителей экспортирующих предприятий и 26% не экспортирующих компаний знали, что такое факторинг.
100MG
Исследование Citadele Index проводилось весной 2014 года. В ходе мероприятия были опрошены 750 руководителей латвийский компаний разного масштаба и из разных отраслей.
Факторинг — это кредитование поставщиков путем выкупа краткосрочной дебиторской задолженности. Обычно поставщику выплачивается 60−90 % стоимости требований. После оплаты продукции покупателем факторинговая компания доплачивает остаток суммы поставщику, удерживая процент за предоставленный кредит и комиссионные платежи за оказанные услуги.
Norvik banka грозит государству иском
Частный конфликт между латвийским коммерческим банком и компанией Winergy может обернуться международным судебным разбирательством и многомиллионными расходами для государственного бюджета. Неоднозначную ситуацию с неоплаченным кредитом уже взял под контроль новый министр юстиции Гайдис Берзниньш.
Суть конфликта в том, что Norvik Banka пытается получить от компании Winergy более 18 млн. евро, которые были выданы в виде кредита на строительство парка ветряков в Курземе. Сегодня банкиры полагают, что в планах Winergy изначально не было намерения производить электроэнергию, а весь проект затевался для получения и растраты полученного кредита. Афера проворачивалось путем противозаконных схем и с последовавшим доведением компании до неплатежеспособности.
Судья Центрального района Риги Илмар Дзенис 15 августа принял очередное решение о начале процесса правовой защиты компании Winergy. По мнению банка, этот ход обернется для банка потерей возможности вернуть одолженные миллионы.
Пытаясь спасти ситуацию председатель совета Norvik banka Григорий Гусельников на этой неделе встречался с министром юстиции, а также с представителями Госканцелярии и полиции. В ходе встречи банкир заявил, что банк, если не удастся вернуть средства, обратится в международный суд с иском против государства, требуя компенсировать потери в 30 – 40 млн. евро.
Министр такую угрозу принял всерьез и поручил провести оценку законности действий судьи и администратора неплатежеспособности Winergy. Этих представителей правовой системы банк подозревает в участии в противозаконных действиях.
«Это такой спрут, который уже врезался во все государственные учреждения. На данный момент он действует против нашего банка и членов моей семьи, которые являются инвесторами банка», — заявил председатель совета Norvik banka Григорий Гусельников в интервью Латвийскому телевидению.
«Надо понимать, что Министерство юстиции не может добиться одного или другого судебного решения. Министерство может призвать к ответственности судью, если судья преступил нормы закона, — отметил г-н Берзиньш.
Производителям – дешевое электричество
Правительство Латвии приняло решение уменьшить стоимость электричества для промышленных потребителей. Однако для воплощения идеи в жизнь еще необходимо получить согласие Еврокомиссии.
Таким образом, при благоприятном решении комиссаров, скидка для энергозатратных производств будет доступна с 1 января 2016 года за счет уменьшения обязательной компоненты закупки.
Правительство также поручило министерствам экономики и финансов разработать механизм, при котором латвийские энергозатратные предприятия будут меньше участвовать в финансировании производства энергии, которая добывается из возобновляемых источников.
Расходы на электроэнергию являются одним из главных факторов, влияющих на конкурентоспособность всех отраслей и на национальном, и на международном уровне. Особенно этот аспект касается предприятий, которые развернули деятельность в энергетически интенсивных отраслях, например, производство или обработка металла, производстве волокна и строительных материалов. На таких предприятиях расходы на электроэнергию могут достигать до 40% от операционных издержек и это гораздо больше, чем на подобных предприятиях России, США или Китая, подчеркивают авторы инициативы из Министерства экономики.