Очень не хочется начинать с тривиального — «а мы предупреждали», но придется: парламент Греции 16 июля утвердил пакет мер, необходимых для одобрения кредиторами новой программы финансовой помощи. Это значит, что Греция все же стремится получить необходимые ей 86 млрд евро, и Латвии не удастся тихо отсидеться в уголочке.
Дебаты в греческом парламенте продолжались более четырех часов, в итоге «за» предложенный пакет мер в ночь на четверг, 16 июля, проголосовали 229 депутатов из 300, «против» — 64. Тем самым парламент Греции поддержал, в частности, повышение налога на добавленную стоимость в ряде сфер и реформу пенсионной системы.
После такого голосования южно-европейской стране открывается дорога к принятию европейскими структурами решения о выделении средств, необходимых для возобновления работы греческих банков и погашения 20 июля долга в 3,5 млрд евро перед Европейским центральным банком (ЕЦБ). Евросоюз намерен выделить Греции бридж-кредит на сумму в 7 млрд евро, который позволит покрыть ее немедленные финансовые потребности в период до одобрения новой программы помощи. Всего на решение проблем стране требуется 86 млрд евро. Переговоры о предоставлении Греции этой суммы займут около месяца.
Если третья программа помощи Греции будет одобрена, Латвии придется гарантировать до 240 млн евро, заявил на этой неделе советник Банка Латвии Андрис Страздс. И пусть лишь часть этой суммы нужно будет внести, а другую часть – гарантировать, это увеличит долг правительства Латвии. Как сказал Страздс, лично он не верит в то, что Греция полностью вернет выданные ей деньги. «Мы рискуем деньгами латвийских налогоплательщиков», — заявил советник Банка Латвии. Он также добавил, что сумма необходимой Греции помощи в последние недели из-за абсурдных действий правительства этой страны выросла с десятков миллиардов евро почти до сотни миллиардов. Как пояснили в Министерстве финансов, 240 млн евро из бюджета Латвии потребуются лишь в том случае, если Греция не сумеет вернуть кредит.
Интересно, хоть кто-то во всем мире еще верит, что греки хотя бы собираются (речь даже не идет о том, сумеют или не сумеют) возвращать эти кредиты?
И хотя до последнего времени и глава Банка Латвии Илмар Римшевич, и министр финансов Янис Рейрс, и премьер-министр Лаймдота Страуюма пытались убедить общественность, что нам греческий кризис совершенно не страшен и никак нас не затронет, портал BNN неоднократно предупреждал: это отразится и на Латвии, и на еврозоне.
Казалось бы: причем тут Иран?
Произошло на неделе и еще одно важное событие, которое вроде как и не имеет к Латвии прямого отношения, и потому прошло практически незамеченным, но может иметь серьезные геополитические последствия, и вряд ли обойдут нас стороной.
На этой неделе заключением соглашения завершились затяжные переговоры между Ираном и шестью державами — Францией, Великобританией, Германией, США, Китаем и Россией. Как только соглашение будет ратифицировано ООН и правительствами стран, можно будет говорить о завершении 12-летнего противостояния с Ираном по вопросу ядерной программы страны. Достигнутая договоренность предполагает, что Иран не будет развивать свою ядерную программу в военных целях, а западные страны постепенно отменят санкции против этой страны, и она сможет вернуться на рынок международной торговли.
Иран – это в первую очередь нефть. Страна обладает четвертыми по величине мировыми запасами черного золота после Венесуэлы, Саудовской Аравии и Канады. Высококачественная иранская нефть сконцентрирована в небольшой области, и ее добыча стоит очень дешево. Иранский экспорт может вырасти на один миллион баррелей в течение первого года после отмены санкций. И главное — рост мирового спроса на нефть в 2016 году можно почти полностью удовлетворить исключительно за счет иранской нефти.
Глобально это означает: появление нового игрока на рынке нефти, с одной стороны, не позволит ценам рвануть вверх, и она сохранится на нынешнем уровне 50-60 долларов за баррель. С другой стороны, стоимость нефти ниже 60 долларов за баррель приведет к сокращению объема добычи дорогостоящей сланцевой нефти в США, что несколько затормозит сланцевую революцию. Конкретно же для Латвии это означает, что стоимость горючего на автозаправках кардинально не изменится, следовательно, кардинально не изменится стоимость товаров и услуг, в ценообразовании которых энергоносители играют большую роль. В первую очередь, это относится к сферам транспорта и коммунального хозяйства.
А пока на мировой шахматной доске разыгрываются сложные партии, латвийские предприниматели звезд с неба не хватают и очень практично подходят к ситуации. В первую очередь они хотели бы повысить свой уровень владения иностранными языками и улучшить знания в маркетинге.
Как свидетельствуют результаты новейшего исследования Citadele Index, почти половина или 43% руководителей латвийских предприятий, отвечая на вопрос о том, в каких связанных с деятельностью предприятия сферах работникам и руководителям пригодились бы дополнительные знания, считают, что как руководству, так и работникам предприятия было бы полезно повысить свой уровень владения иностранными языками. Второй по важности необходимостью руководители предприятий называют углубление знаний в области маркетинга.
Не менее актуальным, по мнению руководителей предприятий, является освоение дополнительных знаний в сфере использования связанных с деятельностью предприятия компьютерных программ (29%) и планирования финансового потока (27,5%).
Как показывает практика, предприниматели, особенно молодые, не могут отличить денежный поток от расчета прибыли/убытков. Поэтому собственникам компаний было бы полезно углубить свои знания в этой области. Малые и средние предприятия часто не могут позволить себе нанять финансиста, и если сам не понимаешь, успешно вести дела становится сложнее, комментирует результаты исследования Санта Пургайле, член правления банка Citadele.
Интересно также отметить, что некоторые предприниматели указали, что им бы пригодились дополнительные знания в области борьбы с бюрократией, журналистики и педагогики, а также по вопросам позитивного мышления и мотивации.