bnn.lv Latviski   bnn-news.com English   bnn-news.ru По-русски
Среда 18.07.2018 | Именины: Rozālija, Roze
LatviaЛатвия

Экономист: Латвия как транзитный коридор скоро может потерять конкурентоспособность

FaceBook
Twitter
Draugiem
print
(Пока оценок нет)

Baltic news,News from Latvia,BNN.LV,BNN-NEWS.COM,BNN-NEWS.RU

Гинтс Белевичс

«Ни для кого не секрет, что объем железнодорожных грузов в Латвии в этом году упал почти на 20%, что обусловлено как неблагоприятными тенденциями в сырьевых ценах, падением спроса на уголь на Западе, так и политическим решением России направить большую часть грузов в свои порты на Балтике. В последнее время мы все больше замечаем, что слова России превращаются в дела: государственным предприятиям велено везти грузы через свои порты в обход Латвии. У такого решения не только политический мотив, но также экономический — должны окупиться огромные инвестиции в Санкт-Петербург, Усть-Лугу и Приморск», — указывает экономист банка Nordea Гинтс Белевичс.

«Может показаться что, объявлять в такой момент об инвестициях в несколько сотен миллионов евро в инфраструктуру Latvijas dzelzceļš (LDz) это все равно что класть деньги в карман покойника, которого закапывают в землю. Однако ситуация не такая однозначная, как выглядит поначалу», — поясняет Белевичс.

«Одна из причин, почему необходима электрификация железной дороги, это тенденции в современной железнодорожной инфраструктуре. Как когда-то мы отказались от паровых локомотивов, так и сейчас дизельные локомотивы это уже прошлое. Они менее эффективны, чем электролокомотивы, требуют более частого обслуживания, загрязняют среду вредными выбросами. Покрытия для электромагнитной левитации, по которым можно было бы отправлять коробки с грузами и пассажиров — концепция далекого будущего, поэтому приходится мириться с намного более простыми технологиями. Также надо учитывать, что в имеющемся парке локомотивов Latvijas dzelzceļš есть экземпляры, которым место скорее в музее, а не на магистральных рельсовых путях, их обслуживание и ремонты требуют больших вложений, к тому же существенную замену части парка дизельных локомотивов придется произвести независимо о того, осуществляется ли электрификация железной дороги или нет. Устарели также существующие железнодорожные электролинии, которые в ближайшее время придется менять.

Во-вторых, если посмотрим, что делают соседи, то Беларусь благодаря китайскому финансированию постепенно увеличивает долю электрифицированной железнодорожной сети, в том числе в сторону Литвы. И литовцы намерены электрифицировать железнодорожный участок от Клайпеды до белорусской границы. Из-за этого возникают опасения, что Латвия уже в ближайшие годы может потерять конкурентоспособность как транзитный коридор, и все больше грузов будут везти в Клайпедский порт, так как это ближе, удобнее и дешевле, особенно для грузов из Беларуси. Именно белорусские, а не китайские или дальневосточные грузы могут стать наиболее реальной заменой российским грузам в будущем, поэтому для Латвии крайне важно не отставать от своих прямых конкурентов в транзитной отрасли. Ради истины надо сказать, что даже если Россия и хотела бы этого, все свои приходящие и исходящие грузы она не смогла бы эффективно обслуживать в своих портах и потому что в этих портах мощностные ограничения, и потому что в будущем объемы грузов продолжат увеличиваться», — говорит Белевичс.

«По подсчетам, 38% инвестиций в проект электрификации могут остаться в Латвии, хотя я верю, что эту цифру можно увеличить по крайней мере до 60%, поскольку в Латвии есть предприятия и в металлообрабатывающей отрасли, и в отрасли электроники, которые смогут обеспечить поставки в нужном для проекта объеме и качестве. Наибольшую пользу экономике и занятости электрификация даст Латгальскому региону. Таким образом, проект будет иметь и благоприятное геополитическое значение. Во время строительства дополнительные рабочие места создавались бы вблизи ведения строительных работ (гостиницы, кафе и т. д.). Также стоит изучить и возможности синергии с концерном Latvenergo и использования инфраструктуры для нужд обоих предприятий.

В рамках этого проекта у Латвии есть возможности освоить 347 млн евро европейских средств, предусмотренных на экологические проекты. Не осуществляя электрификацию, нереально освоить такой объем средств в других проектах. Конечно, нам не надо покупать Mercedes только потому, что половину стоимости оплачивает кто-то другой, если в конце концов оказывается, что нет денег на топливо. Так как проект электрификации обсуждается на различных форумах и кулуарах уже как минимум лет десять, возникает уверенность, что польза, расходы, риски и возможные варианты осуществления достаточно изучены, чтобы не говорить, что проект слишком «незрелый» и сделан в последний момент, чтобы освоить средства ЕС, к тому же из-за сокращения железнодорожных грузов в этом году не придется откладывать в дальний ящик», — подчеркивает банковский эксперт.

«Вопросы могут возникнуть по поводу выбранных маршрутов электрификации и порядка их ввода. Скорее всего, электролинии необходимы до обоих крупных портовых городов — Риги и Вентспилса, что, в свою очередь, делает этот проект очень дорогим. Оставлять один из этих портов вне игры может быть опасно с точки зрения конкурентоспособности. Особенно это относится к Вентспилсу, который из-за длинной железной дороги уже сейчас проигрывает Риге. Если электрификацию начать с вентспилсского направления, как предлагает Latvijas Dzelzceļš, то важно не поставить Ригу в положение долгосрочного пасынка и сохранить существующую пропорцию грузоперевозок между Рижским и Вентспилсским портами», — поясняет он.

«Открытым остается вопрос об объемах грузов. За первые девять месяцев спад перевезенных по железной дороге грузов составляет 20% по отношению к предыдущему году, в свою очередь уже в октябре, по словам председателя правления Latvijas Dzelzceļš Эдвинса Берзиньша, объем грузов больше, чем в аналогичном периоде прошлого года. Об остановке тенденции падения еще рано говорить, так как на октябрьский результат может повлиять базовый эффект прошлого года, какие-то одноразовые сделки, однако общий объем в этом году может составить порядка 45 млн т. Ожидаемая Latvijas Dzelzceļš экономия в один евро за тонну подсчитана с учетом годового объема грузов в 50 млн т. Такой объем — не утопия, если учитывать, что из последних 15 лет за десять лет был перевезен самый крупный объем, но при этом нет гарантий, что в будущем объемы грузов сохранятся хотя бы на текущем уровне. Ясно, что при каком-то определенном спаде объема грузов расходы на содержание инфраструктуры электрификации станут слишком большим бременем для Latvijas Dzelzceļš, которое придется перекладывать или на перевозчиков — в виде тарифов, или субсидировать из госбюджета. К сожалению, широкой общественности не доступен анализ чувствительности, опирающийся на объем грузов как на переменный параметр. На уровне ощущений кажется, что в проекте электрификации больше экономической обоснованности, как в любом хорошем уже реализованном или планируемом проекте, однако чтобы ощущения превратить в сильный аргумент, надо видеть подробные подсчеты.

При реализации такого инфраструктурного проекта однозначно существуют различные риски, однако если их, по возможности, минимизировать, то в таком проекте я вижу больше пользы, чем потенциальных убытков. Если во время ничего не предпримем, то потеряем глобальную конкурентоспособность в отрасли, которая издавна была одним из достоинств Латвии как государства и как территории. Нашей проблемой зачастую является неспособность во время принять решения, из-за чего конкуренты опережают нас. И на государственном уровне иногда надо брать на себя обдуманные риски. Самые маленькие — в отрасли, которая веками была нашим конкурентным преимуществом», — подчеркивает Белевичс.

Ref: 102.112.112.4939


Добавить комментарий

В местах торговли перестанут бесплатно выдавать пакеты

С 1 января следующего года в местах торговли потребители больше не получат бесплатных полиэтиленовых мешков, кроме очень тонких, сообщили в Министерстве охраны окружающей среды и регионального развития.

Работой EY в процессе ликвидации ABLV Bank будет руководить польский офис

Работой аудиторской компании EY в процессе ликвидации ABLV Bank будет руководить польский офис, сообщили представители компании.

СМИ: на Украине в гостинце обнаружены мертвыми трое эстонцев

Трое молодых эстонцев отправились на выходные на Украину и в воскресенье, 15 июля, были найдены мертвыми в одной из гостиниц Одессы, передают эстонские СМИ.

Значительно сократилась миграция из Восточной Европы в Великобританию

По официальной британской статистике, миграция в Великобританию из Балтии и Восточной Европы за последние 12 месяцев оказалась самой низкой с 2014 года.

Когенерационную станцию Tukums DH подозревают в мошенничестве

Одна из крупнейших курземских когенерационных станций, ООО Tukums DH, возможно, долгое время неэффективно использовала произведенную теплоэнергию и грубо нарушила правила обязательного компонента закупки.

В Даугавпилсском крае пройдут учения для медиков и спасателей Латвии и Литвы

В августе в Калкунской волости пройдут учения для работников медицинских и спасательных служб Латвии и Литвы, чтобы укрепить их сотрудничество и эффективность при оказании помощи жителям в чрезвычайных ситуациях в приграничных районах.

Языки must be. Интервью с Валдисом Затлерсом о президентских выборах в Латвии

Есть два вида политического рынка на закрытых выборах президента Латвии: на одном доминирует продвижение кандидата в обмен на голоса, а на другом— в обмен на деньги. Что касается последнего варианта, то лучше никому не знать, как проходят выборы. То же самое «Согласие», которое сейчас «умно» молчит о том, нужны ли открытые выборы, в действительности всегда было против такого предложения, ведь это возможность создавать политический рынок — продавать голоса своей партии, что и делалось. А Союз «зеленых» и крестьян противится открытым выборам отчасти потому, что является главным хранителем «коммунистического наследия»: в таких вопросах «наследие» этой партии больше всего проявляется, делится своими наблюдениями о президентских выборах бывший, седьмой президент Латвии Валдис Затлерс.

Участника беспорядков в Старой Риге Берзиньша не освободят досрочно

Суд Латгальского предместья города Риги отказал в досрочном освобождении Ансиса Атаолса Берзиньша, осужденного за участие в беспорядках в Старой Риге 13 января 2009 года.

В Латвии в январе-мае был среднебыстрый рост экспорта в ЕС

По данным Eurostat, в Латвии в первые пять месяцев этого года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года был среднебыстрый рост экспорта в Евросоюзе.

В первые пять месяцев ввезено на 2% меньше бензина, чем годом ранее

По данным Центрального статистического управления, за пять месяцев этого года в Латвию было ввезено на 2% меньше моторного бензина, чем за тот же период прошлого года, а дизельного топлива — на 14,9% меньше.

БПБК не увидело предвыборную агитацию в проведении концерта «Би-2»

Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией в середине мая этого года закрыло дело об использовании административных ресурсов на предвыборную агитацию перед муниципальными выборами, когда был устроен бесплатный концерт группы «Би-2» на Луцавсале.

В Эстонии уклонистов от службы в армии будут лишать водительских прав

В Эстонии, где существует обязательная служба в армии, ежегодно около 1 000 молодых людей уклоняются от этой обязанности и платят штрафы, общая сумма которых превышает 150 000 евро. А со следующего года уклонистов смогут лишать водительских прав.

Путниньш: при ликвидации банков компетенция КРФК должна заканчиваться на отзыве лицензии

В случае ликвидации или неплатежеспособности банка компетенция Комиссии рынка финансов и капитала (КРФК) должна заканчиваться на отзыве лицензии, и комиссия не должна назначать администратора, рассказывает председатель комиссии Петерс Путниньш.

Минэкономики: Латвия может отказаться от ОКЗ в ближайшие три года

В ближайшие три года Латвия может полностью отказаться от обязательного компонента закупки, сказал в интервью телепередаче «Утренняя панорама» министр экономики Арвилс Ашераденс.

Вспышка АЧС констатирована у свиней в Терветском крае

Африканская чума свиней констатирована в придомовом хозяйстве Букайшской волости Терветского края. Из-за болезни будут ликвидированы 16 свиней, сообщает Продовольственно-ветеринарная служба.

Кандидатом в премьеры от «Для развития/За!» станет Пабрикс

Лидерами объединения «Для развития/За!» в избирательных округах будут Даниелс Павлютс, Юрис Пуце, Илзе Винькеле, Артис Пабрикс и Мартиньш Бондарс, а кандидатом в премьеры на выборах в 13-й Сейм — европарламентарий Пабрикс.

На этой неделе Латвию ждет жара до +30 градусов

На этой неделе ожидается теплая, во многих районах даже жаркая погода — до +30 градусов. Кроме того, в Латвии будут наблюдаться тропические ночи - когда столбик термометра не опускается ниже +20 градусов. Ближе к середине недели во многих районах ожидаются ливни с грозами.

Неделя в Литве. Трехсторонний совет не договорился о минимальной зарплате

Литовский Трехсторонний совет во вторник, 10 июля, не смог договориться по вопросу о повышении минимальной зарплаты. Работодатели склоняются к тому, чтобы поддержать предложение правительства о повышении минимальной зарплаты до 420 евро, тогда как профсоюзы хотят повышения до 450 евро.

Обзор недели от BNN: Рост расходов на оборону. ABLV Bank лишают лицензии. Спад численности населения Латвии

BNN предлагает обзор наиболее актуальных тем и примечательных событий уходящей недели.

ФОТО: на затопленные улицы столицы отправлены машины для откачки воды

Транспортный департамент Рижской думы направил технику для откачки воды с улиц, затопленных из-за дождя.