Дезинфляция появляется с нагревом, пишет эксперт банка Luminor Петерис Страутиньш, комментируя изменения потребительских цен в августе, когда их уровень в Латвии был на 5,4% выше, чем был годом ранее. Министерство финансов все же видит стремительное снижение инфляции, сопровождаемое снижением цен на топливо и энергоресурсы.
Страутиньш отмечает, что начиная с марта инфляция была сравнительно ниже, чем могла бы быть в тот период, в августе уровень цен относительно марта повысился лишь на 0,35%. Подорожание жизни сейчас соответствует уровню в апреле.
«В августе годовая инфляция по сравнению с июлем снизилась на один процентный пункт.
Половину оставшегося роста цен составляет продовольствие, алкоголь и табак, «вклад» остальных групп небольшой, транспортные расходы в течение года продолжали снижаться.
Цены товаров за год выросли на 4,2%. Для сравнения — год назад инфляция товаров составляла 26,2%. Инфляция в сфере услуг снижалась более постепенно — в августе она составила 9%, а самый высокий показатель был в январе (11,7%). Ожидается, что в нынешнем году средний уровень инфляции составит около 9%, а в конце года она составит 1-2%.
Дезинфляция, или снижение инфляции, продолжится и в будущем году».
За месяц цены снизятся на 0,6%. Месячная дефляция была чуть более мощной, чем в среднем в предыдущие десять лет (-0,23%), [однако] она была немного слабее, чем надеялись еще недавно — картину испортил рост транспортных расходов в течение месяца на 2,2% с подорожанием цен на нефть.
В оставшиеся месяцы нынешнего года изменения уровня цен будут очень небольшими. Из-за сезонных обстоятельств нарастающему влиянию будет противопоставляться вступление в силу сниженных тарифов на отопление, постепенное влияние снижения цен на продовольствие, а также понижение цен на товары длительного пользования после цен, раздутых в период пандемии — частично благодаря снижению цен на китайский экспорт.
Возможно, в показателях последующих месяцев мы увидим, уже ранее произошедшее снижение цен на продовольствие, что — из-за осуществляемой торговцами ценовой политики — было трудноизмеримым для статистиков. Поэтому в нынешнем году можно ожидать дефляцию вне характерного для нее рождественского сезона. Осенью прошлого года рост цен из месяца в месяц был еще не был нетипично большим, поэтому в нынешнем году, если только не произойдет что-то особенное, годовая инфляция должна снизиться.
В октябре ожидается существенное снижение тарифов на отопление.
В марте в экономическом обзоре банка Luminor мы прогнозировали, что в следующем отопительном сезоне цена отопления может составить около 80 евро за мегаватт-час (МВт·ч) — похоже, так и будет. Разброс довольно обширный: есть города, в которых с 1 октября цена составит до 70 евро — в Айзкраукле, Екабпилсе; в других городах — более 90 евро — например, в Салдусе. Зимой прошлого года средняя стоимость отопления — даже при господдержке! — составила более 110 евро за МВт·ч.
Соотношение цен на продукты питания и безалкогольные напитки по отношению к предыдущему периоду сокращается уже четвертый месяц подряд, в августе месячная дефляция (-1,8%) была наибольшей с 2014 года. Изменения цен на важные ресурсы (зерно, свежее молоко, электроэнергия) указывают на то, что цены на продовольствие должны еще снизиться. Это будет происходить очень постепенно, производители и торговцы захотят сохранить себе дополнительную прибыль, вызванную снижением расходов, но рано или поздно это произойдет.
Большую политическую драму вызвали новые тарифы распределения электричества. Они неприятные, но в августе цена на электроэнергию для домохозяйств и так была на 6,7% ниже, чем год назад. К тому же изменения тарифов были выгодны предприятиям, особенно тем, чья нагрузка сравнительно равномерная — это продовольственные переработчики и торговцы. Конкуренция всегда может быть лучше, но нельзя сказать, что в данной сфере этого нет, поэтому ждем, когда часть выгоды будет направлена потребителям.
Снижение инфляции притормаживает рос цен на топливо.
Сейчас довольно высокие цены на нефть в объединении с очень большой разницей между ценами на нефть и нефтепродуктами. Такая маржа от нефтепереработки возникла по множеству причинам. Во время пандемии были остановлены наименее эффективные европейские заводы. Кроме того, ограничен экспорт российского дизеля. Лучик надежды дает планируемое открытие мегазавода по переработке нефти в Нигерии и увеличение перерабатывающих мощностей в Азии.
Вопреки прибыльной переработке, желание инвестировать в нее ограничено, поскольку из-за распространения электрического привода ожидается снижение потребления. С большей надеждой могут смотреть пользователи бензиновых автомобилей — в начале сентября стоимость бензина на биржах в евро снизилась. Стоимость бензина на момент написания этой статьи была на 2,9% выше среднегодового показателя, тогда как цены на нефть были на 12,9% выше среднегодовых, а цена на дизель — на целых 16,8% выше среднего.
В период драмы в жизненных основных потребностей мало внимания уделяется ценам товаров длительного потребления, то и они важны. Устройства аудиовизуальной, фото и информационной обработки дешевели пять месяцев подряд, а рабочие инструменты и оборудование для дома — три месяца. Автомобили в августе подорожали после трехмесячной дефляции, но уровень цен был ниже, чем в феврале. Снижение цен и на потребительские товары длительного пользования, и на производственное оборудование тоже повлияло на инфляцию напрямую и опосредованно.