Представители латвийского транзитного коридора настороженно-скептически относятся к проекту электрификации латвийской железнодорожной сети.
Вопрос о целесообразности проекта электрификации железных дорог очень тяжелый и сложный. Опасения вызывает его влияние на конкурентоспособность латвийского транзитного коридора, говорит президент организации «Балтийская ассоциация — транспорт и логистика» Инга Антане.
По ее словам, все риски проекта недостаточно изучены, и в отрасли опасаются влияния на тарифы за пользование инфраструктурой в условиях сокращающегося грузооборота. Эта инфраструктура дорогая и ее придется содержать ее же пользователям — перевозчикам. Если грузооборот падает, то инфраструктура меньше используется, что, в свою очередь, означает, что могут вырасти тарифы.
При этом она отметила, что экономическая выгода от проекта предусмотрена для перевозчиков. Она заключается в смене локомотивов на дизельной тяге на локомотивы на электротяге. Однако это означает дополнительные расходы для перевозчиков, чтобы обновить подвижной состав.
Антане сказала, что после реализации этого проекта отрасль может «проснуться с чувством похмелья» – до сих пор нет ответов на многие вопросы об экономических расчетах проекта.
По мнению руководителя организации, реализация данного проекта должна «идти рука об руку» с планом по привлечению грузов для латвийского транзитного коридора.
Руководитель Латвийской логистической ассоциации Нормундс Круминьш указал, что пока представлены лишь основные цифры экономического расчета. Неясно, например, включены ли в расчеты расходы на закупку электролокомотивов.
Также по-прежнему неизвестно, во сколько проект обойдется грузоперевозчикам и транзитному сектору, учитывая что электрификация рижского и вентспилсского направлений обойдется в миллиард, а европейское финансирование первой очереди проекта составляет около трети от этой суммы.
Круминьш подчеркнул, что продолжается спад грузооборота в латвийском транзитном коридоре и в таких условиях неясно, за счет чего будет получено остальное финансирование.
При этом он отметил, что использованное в экономическом обосновании условие, что по латвийской железной дороге ежегодно будет перевозиться 50 млн т грузов, слишком оптимистичное.
Бывший министр сообщения, а ныне депутат Сейма Анрийс Матисс сказал, что в обозримом будущем через латвийский транзитный коридор в направлении восток — запад не будет перевозиться 50 млн т грузов.
Также он рассказал, что при нынешнем снижении грузооборота расходы на инфраструктуру определенно скажутся на тарифах, к тому же отрасли придется занимать средства и покупать электролокомотивы.
По его словам, электрификация в сторону Вентспилса и Риги, скорее всего, сделает грузоперевозки в эти порты менее конкурентоспособными.
Бывший министр на данный момент не видит возможностей, как поднять такой грандиозный проект, если пока известно лишь о трети европейского финансирования.
Руководитель Латвийской ассоциации портов Карлис Лейшкалнс сказал, что в отрасли здоровые сомнения по поводу этого проекта, хотя он сам настроен оптимистичнее.
Он подчеркнул, что в расчетах указано, что госбюджет вернет средства, инвестированные в первую очередь проекта, к тому же важна и экологическая польза. Если евросредства можно освоить, подключив местных предпринимателей, это нужно делать, чтобы разогреть экономику.
Говоря о сокращающемся грузообороте, он отметил, что 50 млн т в год это мощность перевалки разве что Рижского порта.
Лейшкалнс признался, что риск в этом проекте есть, он есть везде. «Нельзя жить рисками, надо жить перспективами», — подчеркнул руководитель Ассоциации портов.
Как уже сообщалось, проект электрификации железнодорожной сети Латвии планируется начать с электрификации участка в сторону Вентспилса. На первом этапе проекта с 2019 по 2023 год планируется электрифицировать линии Даугавпилс — Крустпилс, Резекне — Крустпилс и дальше в сторону Вентспилса (общие расходы — 660 млн евро). На втором этапе с 2020 по 2025 год будут электрифицированы линии Крустпилс — Шкиротава, Даугавпилс — Индра в сторону Риги (общие расходы — 519 млн евро).
В свою очередь после 2023 года планируется электрифицировать участок Елгава — Лиепая, а в период с 2025 по 2030 год — реконструировать уже электрифицированные участки в Пририжье. Общие расходы по проекту электрификации составят 1,3 млрд евро.
Окончательное решение о реализации проекта будет принято правительством. Кабинет министров рассмотрит этот вопрос 25 октября.
Ref:103.112.112.4948