Из-за «войны санкций» между Евросоюзом и Россией финская экономика может лишиться десятков тысяч рабочих мест. Пока тяжелее всего приходиться молочному сектору. Несмотря на это, в обществе все равно поддерживают санкции.
Две трети всего финского продовольственного экспорта в Россию составляет именно молочная продукция компании Valio. Компания уже сообщила, что 800 рабочим придется уйти в неоплачиваемый отпуск. А один из производителей упаковки для продуктов питания сообщил о вероятном закрытии фабрики, в результате чего работу могут потерять 200 человек, сообщает телепередача de facto.
Для того чтобы компенсировать часть убытков, Valio старается распродать на местном рынке часть продуктов, которые теперь называют «путинским сыром» и «путинским йогуртом». С полок они исчезают быстро, хотя объемы запасов внушительные: на складах хранится почти 2 млн кг сыра. Многие посетители магазинов признаются, что покупают сыр из-за привлекательной цены. Другие воспринимают его как своеобразный сувенир нынешней ситуации.
— Во мне проснулось любопытство. Наверное, сохраню сырную упаковку на память или сделаю селфи! — рассказал телепередаче доставщик газет Кари Хирвинен. Из-за большого наплыва посетителей «завис» интернет-сайт магазина S-market. На сайте появилось сообщение, что в продажу поступает и «путинское масло». Местные СМИ развлекают читателей, сравнивая йогурты для российских и финских потребителей.
Однако молокопроизводителям и молочной отрасли сейчас не до шуток. Как рассказали в семейном молочном хозяйстве Myllymäki, вероятно, они скоро лишаться большей части доходов. Айри Котамеки с мужем как раз сотрудничают с Valio. Компания обещает продолжать закупать молоко у крестьян, однако рано или поздно придется снизить закупочные цены. Это повлияет не только на крестьян, которые продают свои изделия компании Valio.
— Настолько тяжелых времен и резкого падения цен я не помню за все 24 года, сколько работаю. Меня очень беспокоит эта ситуация, так как, вероятно, мы будем терять 10 центов с каждого проданного литра… Это очень большие деньги. Сейчас закупочная цена составляет всего 45 центов. Мы также выращиваем телят и неизвестно, купят ли их, ведь под эмбарго попало и свежее мясо, — говорит Айри Котамеки. — Но больше всего переживаю за молодых людей таких, как наши соседи. Они совсем недавно взяли кредит, инвестировали в свое хозяйство, построили новый амбар. Как они теперь отдадут долг, если цены упадут? Я не знаю.
Генеральный директор Министерства сельского хозяйства Финляндии Вели-Пека Талвела: «Это серьезный удар по сельскому хозяйству. Особенно потому, что он попал по одному сектору и одной компании». Профсоюз работников пищевой промышленности критикует и правительство, и самих предпринимателей. Они считают, что Valio могли предвидеть, что такая зависимость от экспорта в одну страну может оказаться рискованной. Сейчас в финском правительстве планирует бюджет на следующий год и обсуждают возможности смягчения эффекта от российских санкций.
— Финляндии разрешено субсидировать крестьян из госбюджета, за такие права мы боролись 20 лет назад, когда вступали в Евросоюз. Мы это обязательно сделаем, во-первых, чтобы поддержать самих крестьян, которые пострадают от санкций. А во-вторых, поможем предпринимателям осваивать азиатский рынок. Например, мы можем оплатить участие в выставках или рыночные исследования, — поясняет Талвела.
По подсчетам Центробанка Финляндии, пока что влияние российских санкций на финскую экономику не будет большим. Внутренний валовой продукт снизится лишь на десятую часть процента. Однако, как предупреждает главный экономист банка Danske Паси Куопамеки, в будущем косвенные убытки могут оказаться намного серьезнее: «Если «война санкций» будет продолжаться в течение длительного времени, то Финляндия может потерять один процент от ВВП. Это много. К тому же нужно понимать, что в Финляндии уже три года продолжается рецессия, и мы надеемся, что с помощью экспорта, наконец, выберемся из нее».
Согласно подсчетам Конфедерации работодателей Финляндии, в этом случае работу могут потерять десятки тысяч человек. Несмотря на тяжелые последствия, общественные опросы показывают, что большинство жителей Финляндии (около 60%) поддерживают санкции против России.
В Латвии часто вспоминают известный финский нейтралитет в время Холодной войны и дружественную внешнюю политику по отношению к СССР. Но, как отмечает редактор финской газеты Helsingin Sanomat Кари Хухта, это в прошлом: «Никакого другого, особенного финского «пути» по отношению к России нет. Здесь все понимают, что мы ничего не получим, если в этой «войне санкций» станем самым слабым звеном. Конечно, у Финляндии особые отношения с Россией: у нас тысяча двести километров общей границы, люди торгуют, едут за покупками, но это лишь на частном уровне. По сравнению с высказываниями балтийских политиков, финские — сдержаннее, но это не значит, что мы иначе оцениваем ситуацию».
Предприниматели тоже отмечают, что финскому бизнесу вредят не столько санкции, сколько неизвестность относительно будущего и нестабильная политическая ситуация в регионе. Поэтому, если давление на Россию прекратит войну, то местный бизнес готов смириться с временными убытками.
Ref: 102.112.112.1180