Финансовая полиция Службы государственных доходов занялась расследованием уголовного процесса по подозрению в мошенничестве с налогом на добавленную стоимость при строительстве дома предпринимателя и политика Айнарса Шлесерса.
Это дело выделено из расследуемого Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией (БПБК) «дела олигархов», так как есть подозрения относительно того, что при строительстве дома Шлесерса, вероятно, от государства обманом было получено по меньшей мере 200 000 евро, сообщает телепередача de facto.
20 мая 2011 года БПБК начало одно из своих самых громких расследований — так называемое дело олигархов, в рамках которого за короткий период времени были проведены обыски в 26 предприятиях. Часть обысков была связана со влиятельнейшими политиками, называемыми олигархами — Айварс Лембергс, Андрис Шкеле и Айнарс Шлесерс. Следователи хотели провести обыски по месту жительства Шлесерса, но для этого было необходимо парламентское разрешение, так как в то время он был еще депутатом Сейма. Слуги народа не выдали следователям своего коллегу: за разрешение на обыск проголосовали только 35 из 100 депутатов. А через два дня Валдис Затлерс инициировал референдум о роспуске Сейма.
С тех пор в «деле олигархов» никаких громких поворотов не наблюдалось. Три года спустя после начала расследования ни ко одному из фигурирующих в деле лиц так и не был применен статус подозреваемого. Но это не означает, что следствие остановилось или было прекращено. Как подчеркивает БПБК, процесс очень объемный: касается периода с 2004 по 2011 годы. Кроме того, по-прежнему приходится ждать ответов из зарубежных стран по ряду просьб о правовой помощи.
Однако весной этого года в «деле олигархов» произошло изменение: выделен отдельный уголовный процесс, который попал в делопроизводство Финансовой полиции СГД. «Выделенный уголовный процесс связан с государственными доходами <…> В ходе этого выделенного уголовного процесса Айварс Шлесерс будет проверен на возможную причастность к преступлениям», — рассказала телепередаче представитель БПБК Лаура Душа.
Согласно информации, предоставленной Финансовой полицией, уголовный процесс был начат по подозрению в уклонении от уплаты налогов и мошенничеству с НДС в крупном размере и в составе организованной группы. За такие преступления грозит до десяти лет тюрьмы. «На данный момент ни у одного лица нет статуса подозреваемого. Как я уже говорил, уголовный процесс начат по подозрению в совершении преступлений в составе организованной группы лиц, а значит таких лиц будет как минимум двое», — рассказывает директор Управления финансовой полиции СГД Каспарс Подиньш.
Как отмечает Финансовая полиция, расследование касается периода с весны 2007 года до конца 2009 года и причиненный государству ущерб составляет не менее 150 000 латов, или около 200 000 евро.
И хотя правоохранители подробных комментариев не дают, неофициально известно, что следователи проверяют строительство принадлежащего семейному предприятию Шлесерса ООО Avadel дома в Юрмале. Сам же политик утверждает, что о таком расследовании впервые слышит. «Мне никто ничего такого не говорил», — говорит Шлесерс.
У Шлесерса своя версия этой ситуации. Земля, на которой ведется строительство, и предприятие Avadel принадлежат членам его семьи. Avadel является генеральным подрядчиком этого проекта и имеет заключенный договор о том, что после окончания строительства здания будут переданы в непосредственное владение Шлесерса. Этот план заморозил спор с организацией по защите Юрмалы. Спор касался вырубки сосен на этой территории. И организация через суд добилась остановки строительства. Политик отрицает, что допускал какие-либо противозаконные действия.
«А поскольку судопроизводство блокировало весь процесс строительства, то невозможно передать дом в собственность, так как он не готов полностью. И поэтому, как предусмотрено законом, если предприятие делает инвестиции и платит НДС, то НДС может быть возвращен. Но это связано только с тем, что суд запретил заканчивать это строительство», — такова версия самого Шлесерса.
Следователи уверены, что противозаконные действия будут доказаны. «Я уверен, что мы еще передадим этот уголовный процесс для начала уголовного преследования. Там еще многое предстоит сделать», — говорит Подиньш.
Конкретных результатов ждать еще рано. Как признаются правоохранители, дело очень сложное, поэтому следствие может закончится минимум через полтора года после его начала, то есть в следующем году примерно в это же время.
Ref: 102.112.112.1233