Повышение тарифов на инфраструктуру означает, что и перевозки в Латвию станут дороже. Несмотря на то что Ventspils naftas termināls (VNT) является конкурентоспособным на рынке, торговое предприятие, которое заинтересовано в грузоперевозках из Беларуси или России определенно будет смотреть на тарифные цены. «И в этом случае мы не являемся самыми конкурентоспособными», — комментирует идею Latvijas Dzelzceļš (LDz) повысить железнодорожные тарифные планы генеральный директор VNT Ларс Панцлаф (Lars Pantzlaff).
Ни у кого не должен возникать «аппетит» к приросту цен, учитывая текущую ситуацию в логистической отрасли [падение объема грузов, санкции, российские позиция и планы], ведь сейчас Латвия на рынке бизнеса не в выгодной позиции, отмечает Панцлаф. Несмотря на это, по его наблюдениям, даже этот аргумент не побудил представителей сферы железнодорожных перевозок изменить свое мнение и выступить против повышения тарифных цен.
По поводу того, как идея LDz повысить тарифные планы повлияет на VNT, Панцлаф подчеркивает, что объем грузоперевозок уже серьезно упал и Латвия по сравнению с другими странами Балтии сейчас находится в самой не выгодной ситуации.
Он добавляет, что Россия за последние годы вложила немалые средства в свои порты и инфраструктуру, и похоже, что сейчас она хочет, чтобы эти средства окупились. «Латвии будет очень сложно соперничать с российскими портами. И как только будет дополнительное вмешательство на политическом уровне, например новые санкции, ситуация лишь усугубится», — говорит он. Панцлаф отмечает, что спад перевозок определенно возник и из-за различных санкций, что, однозначно, является проверкой для сотрудничества и дальнейшего развития предпринимательской деятельности Латвии и России.
По мнению Панцлафа, одна из проблем, мешающих латвийской транзитной отрасли и ее развитию, заключается в том, что нет широких и более тесных дискуссий между латвийскими правительством и отраслевыми представителями, то есть нет разговоров, на которых обсуждается сотрудничество в целом, а не оптимизация своего предприятия. «Нехорошо, если единицы, которые составляют логистическую цепочку, работают индивидуально. Для того чтобы в будущем сформировался конкурентоспособный и привлекательный рынок, надо смотреть шире. Если работать сообща и согласовывать действия, то больше возможность найти решение по развитию транзитной отрасли. В этом плане мы отстаем и от соседних стран», — добавляет Панцлаф.
На вопрос «Если объем перевозимой нефти будет падать и дальше, думает ли VNT продавать предприятие?» Панцлаф отвечает, что продажа предприятия даже не рассматривается, и добавляет, что и акционеры здесь, чтобы остаться. Он подчеркивает, что цель предприятия — сохранить стабильность и не позволить объему перевозимой нефти и нефтепродуктов падать ниже, а добиться того, чтобы он снова рос. В прошлом году перевезенный объем нефти и нефтепродуктов сократился до 7 млн т. Если такая ситуация продолжится, то VNT будет нелегко, признается Панцлаф.
При этом он добавляет: «Я определенно не думаю, что Латвия может остаться без бизнеса, то есть я здесь, чтобы руководить бизнесом не только сейчас, но и в будущем». Панцлаф говорит, что, бесспорно, нынешняя ситуация уже сейчас сложная, однако он подчеркивает, что нет ни малейшей необходимости продавать VNT.
«Если ты достаточно умен и понимаешь, как работает транзитный бизнес, как работают торговые предприятия, то в этом регионе есть возможности найти альтернативы и не полагаться только на российские грузы. Модель, по который мы сейчас работаем и по которой можем работать в будущем, несомненно, может измениться».
Говоря о проекте электрификации, Панцлаф отмечает, что напрямую он не повлияет на VNT, поскольку планы по электрификации латвийской железнодорожной сети пока не затрагивают участок от Риги до Вентспилса. При этом у него как у предпринимателя возникает вопрос к правительству: кто оплатит этот проект?: «Расходы на проект, без сомнений, очень высоки. Эти вложенные деньги как-то надо вернуть». Он говорит, что поэтому важно, чтобы эти расходы не были покрыты за счет повышения тарифов. «В правительстве на этот вопрос так до конца и не ответили», — отмечает VNT.
Он говорит, что в нынешней ситуации госпредприятия должны смотреть на проект в долгосрочной перспективе, то есть каким они видят дальнейшее развитие бизнеса. «Я лично не считаю, что она [электрификация железной дороги] сейчас является самым важным для Латвии», — говорит он и иронично добавляет: «А что касается меня, то я не представляю себя в роли инвестора или руководителя железнодорожной компании. Мне лишь кажется, что в транзите и логистике есть более важные вещи, которые необходимо улучшать, заботясь о том, чтобы вся логистическая отрасль в Латвии была конкурентоспособной и в краткосрочной, и в долгосрочной перспективе».
Ref:224.112.112.7362