««Мартинсонс подвел Мариса Скуйиньша!» — сурово сообщают заголовки СМИ. «Нужно было изучить свое прошлое, быть готовым отвечать на любые сомнения, раз уж записался на конкурс на должность руководителя государственного учреждения!», — примерно так провал кандидатуры Скуйиньша комментируют политики, считающие, что главным показателем пригодности кандидата на пост гендиректора Службы государственных доходов (СГД) является отрицание факта знакомства с предпринимателем Марисом Мартинсонсом», — говорит оппозиционный депутат Вентспилсской думы Гиртс Валдис Кристовскис.
«Какой бы ни была правда о, возможно, имевшем место пересечении путей Скуйиньша и Мартинсонса в коридорах предприятия Energo Capital в далеком 2012 году, которое вычислила исследовательская журналистика, ясно то, что этот факт, по всей видимости, не был включен в критерии отбора кандидатов на пост гендиректора СГД, которые установила комиссия, созданная Государственной канцелярией и Министерством финансов», — продолжает депутат.
«Но так или иначе, именно уточнение факта знакомства Скуйиньша и Мартинсонса стало вопросом повестки дня Госканцелярии, Бюро по предотвращению и борьбе с коррупцией и министра финансов. А насколько обоснованна и привычна такая практика? Возникает серьезный и в то же время ироничный вопрос не о том, почему выбранный отборочной комиссией Госканцелярии претендент так быстро при первых трудностях вытащил белый флаг, а о том, будет ли во всех прочих ситуациях в госуправлении применяться практика исследования репутации потенциальных знакомых, как при отборе кандидатов на пост гендиректора СГД? и в последующих случаях отбора государственных должностных лиц? Такие нелепые мысли лезут в голову, когда известно, что, несмотря на «феномен» Мартинсонса в провале Скуйиньша, министерства, муниципалитеты и учреждения госуправления продолжают выбирать предприятия Мартинсонса для реализации различных строительных проектов. Где здесь последовательность?!» — риторически вопрошает Кристовскис в статье, опубликованной Latvijas Avīze.
«Ведь она необходима! — подчеркивает депутат. — Раз уж госуправление и политики в Сейме меряют репутацию Скуйиньша «мерой Мартинсонса», то стоит напомнить, что в Латвии немало других одиозных личностей, чья скандальная публичность, регулярное участие в сомнительных с точки зрения этики хозяйственных сделках, знакомство с такими лицами или даже общая карточная игра вовсе не были препятствием для других, желающих попасть на самые высокие государственные должности».
«Даже более того, — продолжает он, — нередко поддержка таких лиц с сомнительной репутацией оказывалась решающей при выборе того или иного «подходящего» должностного лица. К тому же иногда такие должностные лица с сомнительной репутацией руководят ассоциациями отдельных народнохозяйственных отраслей, назначаются на влиятельные государственные должности. Одним из таких широко известных лиц является захвативший должность председателя Вентспилсской думы Айварс Лембергс, которому суд нашего государства запретил занимать эту должность. Разве репутация Лембергса лучше репутации Мартинсонса? Вряд ли! Как известно, с этого года Лембергс четыре дня в неделю должен проводить на скамье обвиняемых в Рижском окружном суде, тогда как о подобных обязанностях предпринимателя Мартинсонса еще ничего не сообщалось».
«Именно возможное знакомство с Мартинсонсом шесть лет назад стало преградой на пути Скуйиньша на должность гендиректора СГД. Что за мораль у госуправления и политиков Сейма, применяющих к кандидату на пост директора СГД Скуйиньша одни стандарты знакомства, а к остальным, включая себя, другие? Почему репутация Лембергса не мешает тем, кто сажает его за стол переговоров правительственной коалиции, советует кандидатом в премьеры и приглашает в кабинеты, где делят общие государственные блага? Почему созданная Госканцелярией и Минфином комиссия, почему политики в Сейме не задают претендентам вопрос: «Знаком ли ты с Лембергсом?» — говорит Кристовскис.
«Не осужден, презумпция невиновности. Такое объяснение уже отупило латвийское общество. Поэтому репутация Лембергса многих не пугает. Опросы показывают, что общество хочет равняться на мэра Вентспилса, противоправно захватившего должность! А если суд сделает свою работу и Лембергс уже в не таком отдаленном будущем получит обвинительный приговор? Что будет тогда? Что будет с репутацией тех политиков, государственных должностных лиц и партнеров, которые знакомы с Лембергсом, сейчас работают с ним, все еще выполняют его указания? Станет ли Лембергс препятствием в росте тысяч человек, как Мартинсонс в случае со Скуйиньшем? И будет ли Лембергс в таком случае единственным, в отношении которого измеряют репутацию кандидата?» — сказал Кристовскис.