Министерство защиты окружающей среды и регионального развития (VARAM) не разработало качественной политики действий для снижения климатических изменений. Выделенные на эти цели средства тратятся на другие нужды, а также вкладываются во все более и более неэффективные проекты, заключено в ревизии Государственного контроля (ГК) «Планируются и используются ли средства, предназначенные для снижения климатических изменений, эффективно и в соответствии с требованиями нормативных актов?».
В результате деятельности человека в атмосферу попадают парниковые газы, которые вызывают глобальное потепление и могут привести к разрушительным последствиям в обществе, экономике и окружающей среде. В целях снижения выбросов газов Латвия присоединилась к двум системам торговли квотами на выбросы парниковых газов, в рамках которых она получила возможность продавать «лишние» эмиссионные квоты или единицы. Принятые международные обязательства и установленный законом порядок обязывают Латвию направлять полученные этим путем средства на снижение негативного влияния климатических изменений, и ответственность за это лежит на VARAM.
В период с 2009 по 2016 год Латвия таким образом получила финансирование в размере свыше 250 млн. евро. Около 200 млн. евро были направлены Финансовому инструменту климатических изменений (ФИКИ). В свою очередь, около 50 млн. евро были направлены Инструменту торговли эмиссионными квотами (ИТЭК). Оба финансирования должны были/должны использоваться для проектов, снижающих климатические изменения. Финансирование для проектов присваивается в конкурсном порядке.
В ревизии ГК заключено, что VARAM как координирующее министерство в сфере климатической политики не разработало политики действий по снижению климатических изменений, в которой были бы установлены более эффективные принципы использования финансирования, достижимые результаты климатической политики в каждой сфере народного хозяйства и необходимое для них финансирование, в том числе в отрасли управления отходами, находящейся под надзором самого VARAM.
Отсутствие политики действий лишило возможности организовывать конкурсы проектов ИТЭК, поскольку не были установлены основанные на расчетах приоритетные мероприятия для поддержки.
Тем не менее, в ежегодных государственных бюджетах финансирование все же планировалось, но, к примеру, в случае с ИТЭК, в период с 2013 по 2016 год — оно систематически распределялось и на другие, несвязанные со снижением климатических изменений цели (вознаграждение работникам VARAM, приобретение лицензий компьютерных программ, обучение пользователей и др.). Распределяя таким образом финансирование, VARAM увеличивало свой бюджет по меньшей мере на 4 млн. евро в год. Чтобы компенсировать последствия таких действий и выполнить принятые на себя обязательства, в будущем в государственном бюджете в целом потребуется найти дополнительные средства на снижение климатических изменений в размере 35,5 млн. евро.
Государственный контроль не поддерживает такого подхода к финансовому управлению и обращает внимание, что в случае фондов Европейского Союза такие распределения не допускаются.
Государственный контроль отмечает, что реализованные с 2009 по 2015 год проекты ФИКИ достигли поставленных целей, поскольку общее запланированное снижение эмиссий было превышено на 13 процентов. Однако общий результат был достигнут благодаря успешным проектам. Оценивая каждый проект в отдельности, можно заключить, что 19% проектов не достигли даже минимального запланированного сокращения эмиссий. Выделенные на эти проекты 3,8 млн. евро следовало бы вернуть, чтобы в дальнейшем инвестировать их в мероприятия по снижению климатических изменений, однако VARAM уже два года медлит с решением этой проблемы, и существует риск, что это финансирование будет потеряно.
В свою очередь конкурсы проектов ИТЭК VARAM планирует уже с 2012 года, но фактически реализация проектов была начата только в 2016 году. Ревизоры ГК пришли к выводу, что финансирование было инвестировано в проекты, показатели эффективности которых вплоть до 35 раз меньше, чем финансирование ФИКИ. Влияние финансируемых ИТЭК проектов на сокращение эмиссий незначительно. Одной из причин являются требования положений конкурсов ИТЭК, разработанных VARAM, — министерство не установило сокращение эмиссий в качестве одного из важнейших критериев отбора проектов. В связи с этим влияние отобранных и поддержанных проектов на сокращение эмиссий незначительно. Государственный контроль указывает, что инвестирование средств в неэффективные мероприятия может угрожать достижению общей цели ЕС — к 2030 году снизить общий объем эмиссий на 40% по сравнению с 1990 годом.
Государственный контроль представил VARAM ряд рекомендаций по способствованию планированию целенаправленной климатической политики и предотвращению использования средств на несоответствующие цели. VARAM необходимо своевременно разработать политику действий для снижения негативного влияния климатических изменений. При организации конкурсов на финансирование ИТЭК необходимо установить основанные на расчетах приоритетные мероприятия для поддержки и минимальные показатели эффективности снижения эмиссий.
Ref:224.000.112.5809