Прозвучавшая на этой неделе идея министра сообщения Улдиса Аугулиса о направлении средств пенсионных фондов на упорядочивание дорожной сети — необоснованна и абсурдна, считает партия «Для развития Латвии».
«Министр сообщения, который напрямую ответственен за модель финансирования содержания и восстановления государственных автодорог, не заявил ни одной долгосрочной модели развития этой отрасли, когда готовился бюджет 2017 года», — поясняет руководитель партии «Для развития Латвии» Юрис Пуце.
Он говорит, что министр сообщения позаботился о том, чтобы с этого года возросли налоги на авто, и не добился никаких улучшений в финансировании отрасли. А расход денег еврофондов на дорожное строительство распланирован так, что их хватит на следующие два года. «Аугулис не сделал ничего, чтобы изменить эту ситуацию».
Уже сообщалось, что Аугулис в среду, 8 марта, в интервью телепередаче Rīta Panorāma сказал, что для упорядочивания автодорог можно направить деньги пенсионных фондов. По словам Аугулиса, это могло бы быть одним из решений по поиску денег на упорядочивание дорог, но тогда надо быть полностью уверенными в том, что доходность второго пенсионного уровня не уменьшится.
Аугулис объяснил это тем, что за последние 25 лет дефицит ремонтов автодорог накопился в объеме четырех миллиардов евро. «Такое финансирование госбюджет не может себе позволить, ведь это половина всех годовых расходов страны».
В свою очередь Пуце подчеркивает, что в программе Союза «зеленых» и крестьян, который представляет Аугулис, несколько выборов подряд говорится о восстановлении Государственного автодорожного фонда. Несмотря на это, Аугулис не предпринял нужных действий, чтобы эта модель была введена.
«Сейчас министр предложил похитить у всех латвийских работающих часть их сбережений, чтобы компенсировать свою халатность», — поясняет Пуце и добавляет, что уплаченные во второй пенсионный уровень деньги являются личным имуществом конкретного жителя. «Средства пенсионных фондов в более широком объеме следовало бы вкладывать в экономику Латвии, и, возможно, в инфраструктурные проекты, но только если это несет хорошую прибыль латвийским работающим, чьи личные деньги вложат в такие проекты», — продолжает Пуце.
Партия «Для развития Латвии» призывает министра сообщения предложить разумную модель финансирования государственных автодорог, например вернуться к идее о накоплении доходов от акцизного налога на топливо в отдельном Государственном автодорожном фонде.
Банковские аналитики, комментируя предложения Аугулиса, тоже сказали, что пенсионные фонды — не источник, из которого можно брать деньги на всевозможные нужды.
Главный экономист Swedbank Мартиньш Казакс сказал агентству LETA, что если создаются инвестиционные проекты для развития дорожного фонда, в которых пенсионные фонды могут вложить уплаченные в них средства, то такая инициатива определенно может быть рассмотрена, но такие инвестиции, конечно, должны быть добровольными и с возможностями соответствующей прибыли. «В принудительном порядке направлять часть взносов в пенсионных фондах на такие нужды недопустимо. Деньги пенсионных фондов являются личной собственностью тех, кто их внес, и потому неприкосновенны», — подчеркнул Казакс.
Также он отметил, что, например, в Польше пару лет назад часть часть средств пенсионных фондов, по сути, конфисковали, что определенно недопустимо, так как это не только подрывает доверие к пенсионной системе, в том числе увеличивает и теневую экономику, но, скорее всего, уменьшает и будущие пенсии.
Эксперт по макроэкономике банка SEB Дайнис Гашпуйтис сказал, что предложение министра характеризует нынешнюю политику, что связано не с кем-то из конкретных политиков или какой-то отраслью, а скорее со всей системой в целом. «Это наблюдается и в здравоохранении, и в других областях. То есть ищутся и предлагаются самые легкие краткосрочные решения проблем, которые в долгосрочной перспективе лишь усугубятся», — сказал он.
Гашпуйтис сказал также, что сокращение численности населения является одной из причин, которые вынуждают усиленно проводить структурные изменения, что прежде всего означает точную установку и следование приоритетам. «Содержать нынешнюю систему — дороги, системы здравоохранения и образования – при нынешних тенденциях станет лишь сложнее. Откладывая решения, деградация продолжится, и пенсионные средства никак этого не решат. Поэтому пенсионные средства на эти цели не следует направлять, хотя возможность, что они будут вложены в экономику Латвии, можно поддержать», — сказал он.
Экономист банка Citadele Мартиньш Аболиньш сказал, такие высказывания об использовании пенсионных накоплений населения следует оценивать очень осторожно, поскольку из предложения неясно, что под ним подразумевается, и в то же время они вынуждают усомниться в стабильности пенсионной системы в Латвии. «Опросы населения в Латвии регулярно показывают то, что доверие к госинститутам на критически низком уровне, поэтому стабильная и предсказуемая пенсионная система очень важна, в том числе чтобы жители хотели платить налоги», — сказал он.
Аболиньш отметил, что направление средств пенсионных фондов на упорядочивание автодорог, по сути, может означать лишь две вещи: либо государство занимает из пенсионных фондов, что ничем не отличается от займа на финансовых рынках, либо предлагается национализация пенсионных накоплений населения. Последнее означало бы полную смену пенсионной системы и абсолютную потерю доверия к пенсионной системе в тот момент, когда приоритетом выдвинуто уменьшение теневой экономики. При этом, с точки зрения бюджета, эти расходы в любом случае создадут дополнительный дефицит, который не разрешает ни Закон о фискальной дисциплине, ни обязательства Латвии перед Евросоюзом.
«И наконец, очень странно то, что о такой важной для народного хозяйства сфере, как финансирование отраслей автодорог и здравоохранения, говорится в отрыве от создаваемой сейчас налоговой стратегии, хотя именно сбалансирование государственных нужд с нашими финансовыми возможностями является главной задачей фискальной политики. Поэтому ответ на вопрос, в каком размере мы сможем финансировать автодороги, должна дать создаваемая сейчас налоговая стратегия», — сказал Аболиньш.
В свою очередь эксперт по макроэкономике банка DNB Петерис Страутиньш сказал агентству LETA, что в Латвии невозможно сделать дороги платными, по крайней мере не в значимом объеме, и это уже давно хорошо известно отраслевым специалистам. «Значит, дороги не могут быть тем местом, где будущие пенсионеры получат отдачу от своих вложений. Из пенсионных фондов нельзя просто брать деньги, чтобы закрыть бюджетную нехватку», — сказал он.
При этом Страутиньш отметил, что в Латвии совершенно безответственным образом созданы и сохраняются различные налоговые «спецрежимы», вроде как для развития предпринимательской деятельности. «Они и снижают налоговые доходы, и взносы людей в систему социального страхования, а значит, повышают их собственные риски и снижают ресурсы нынешним клиентам системы социального страхования. Они не только разрушают систему социального страхования и общественную солидарность, но также деформируют стимулы предпринимательской деятельности, тормозя таким образом прирост производительности труда, и тем самым косвенно еще больше уменьшают налоговые доходы. <…> Это точка, с которой нужно начинать размышлять о большем финансировании для дорог. Инфраструктуру надо оплачивать с налоговых доходов. Пенсионные фонды — не источник денег, где можно брать на всевозможные нужды», — подчеркнул он.
Ref:224.112.112.5808