Штрафы Службы государственных доходов (СГД) должны предотвращать правонарушения, указала новый генеральный директор учреждения Иева Яунземе.
На вопрос, какое направление в работе видит новый генеральный директор СГД — в качестве репрессивного органа или оказывающего услуги — Яунземе ответила, что это вопрос стратегии. Одно направление — это максимизация доходов госбюджета.
«Правда, объем доходов не бесконечен. Однако мы говорим о том, как ликвидировать различные налоговые бреши, чтобы эти доходы можно было повысить. Второе направление — качественное, быстрое и удобное обслуживание клиентов. Третье направление — неотвратимость применения норм закона. Это означает, что в работе СГД есть и репрессивная составляющая. Штрафы должны сдерживать, или быть достаточно строгими, чтобы другие не захотели бы так делать. В свою очередь, четвертое направление — вклад в наших сотрудников. Мы не можем ждать, что кто-то придет к нам и будет все знать. Поэтому важно и обучение», — рассказала Яунземе.
На вопрос, как формируется осознание неизбежности штрафа, глава СГД ответила, что у СГД есть два управления, в задачи которых входит обеспечение этой функции — Управление налоговой и таможенной полиции и Управление налогового контроля.
«С тех пор, как был введен основанный на рисках контроль, появились параметры, по которым выбираются и проверяются предприятия. Эффективность проверок уже составляет около 70%, и это довольно высокий показатель. Ежедневно мы развиваем базы данных и эффективность повышается. Неотвратимость закона по большей части зависит от того, как быстро мы приходим, насколько быстро проводится аудит и насколько быстро удается осуществить взыскание. Теперь у СГД также имеются полномочия применять средства обеспечения. Ни для кого не секрет, что зачастую аудит еще не закончен, а фирма уже ликвидирована и все пропали. Сейчас этого нет. Методы изменены, поэтому и результаты лучше», — пояснила Яунземе.
Говоря о полиции, Яунземе отметила, что в ходе расследований существует множество вещей, которые нельзя раскрывать обществу, чтобы не создавать угрозу следствию.
«То, что расследование о группе, в которой было десять и более предприятий, иногда ведется дольше года, объективно. Я хотела бы укоротить этот процесс, но объективно, пока собираются доказательства, проводятся экспертизы, проходит время. Главное все же — качество расследования. Конечно, если после этого процесс еще пять лет тянется в суде, неотвратимость наказания ставится под угрозу. Но о том, как это делать лучше и быстрее, нам следует говорить и с полицией, и с судом. Не зря и в правительственной декларации есть пункт об укреплении позиций следственных органов, прокуратуры и судов именно в сфере финансовых и экономических преступлений. Мы пообещали активно этому содействовать, и я, вступив в должность, подчеркиваю, что СГД в этом очень заинтересована», — сказала Яунземе.
Напомним, что Кабинет министров утвердил Иеву Яунземе на посту руководителя СГД 5 февраля. Срок полномочий нового руководителя составляет 5 лет.