Из проложенных 3 000 км интернет-сети коммерсанты арендуют лишь 33%, а из созданных 358 пунктов доступа арендуются лишь 26 пунктов доступа, констатировал в ходе очередной ревизии Госконтроль.
Более десяти лет назад, когда начиналось развертывание широкополосного интернета так называемой «средней мили», которая является промежуточным этапом между магистральными линиями широкополосного интернета и населенными пунктами, государство стремилось обеспечить стабильный доступ к интернету для всех жителей Латвии. Согласно планам, на государственные средства с софинансированием ЕС должны были быть оборудованы пункты подключения к интернету в населенных местах, которые должны были вызвать интерес и желание коммерсантов предложить интернет-подключение домохозяйствам, обеспечив тем самым так называемую «последнюю милю» широкополосной связи, но в большинстве случаев этого не произошло.
В их строительство уже вложено 45 миллионов евро, развертывание продолжается еще за 17 миллионов евро, а еще 25 миллионов евро планируется инвестировать в будущем, отмечает Госконтроль. При этом хотя количество подключений к широкополосной инфраструктуре, созданной Латвийским государственным центром радио и телевидения (ЛГЦРТ), невелико, интернет-доступ в Латвии является одним из лучших в Европе.
Уже сейчас по данным Комиссии по регулированию общественных услуг, 68% населения Латвии уже пользуется скоростным, соответствующим европейским стандартам интернет-подключения, а в целом Интернет доступен более чем 80% населения.
Однако это произошло за последние 10 лет в связи с бурным развитием технологий, в основном в мобильной сети, а не в связи с государственными инвестициями. На повышение доступности Интернета влияют и другие факторы, например, стремительное развитие технологий мобильной связи и инвестиции коммерсантов электронных связей.
Целью как Европейского союза, так и Латвии является обеспечение населения скоростным и стабильным Интернетом — к 2020 году во всех домохозяйствах со скоростью не менее 30 Мбит/с и в не менее 50% домохозяйств со скоростью 100 Мбит/с. Для достижения этой цели было проложено 3.000 километров кабелей «средней мили», что позволяет развивать инфраструктуру в тех местах, где ее не обеспечивают операторы электронной связи.
Государственный контроль и Министерство транспорта расходятся во мнении о том, как оценить достижение цели – скоростной и стабильный интернет-доступ для пользователя в домохозяйстве. Министерство транспорта считает, что благодаря финансированию строительства сети до населенного пункта, окружающие домохозяйства уже получают возможность получить услугу, в то время как, по мнению Государственного контроля, такой подход не обеспечивает достижение домохозяйства, а только создает возможность для коммерсантов разработать услугу, которую далее предложить конечному пользователю в домохозяйстве.
Кроме того, ни Министерство транспорта, ни ЛГЦРТ не имеют доступа к информации о том, какая часть арендуемой сети используется для предоставления населению интернет-услуг и сколько — для других целей (например, для создания резервной сети). У коммерсантов нет обязанности использовать арендованную сеть для предоставления услуг домохозяйствам.
«Поскольку технологии продолжают развиваться, спрос на высокоскоростное подключение и передачу больших объемов данных будет только расти. Поэтому, по мнению Государственного контроля, при планировании дальнейших государственных инвестиций в строительство широкополосной инфраструктуры перед ЛГЦРТ и его надзирающим Министерством транспорта стоит важная задача – искать способы охвата домохозяйств и максимально эффективно использовать построенную инфраструктуру, чтобы запланированные инвестиции в размере почти 90 миллионов евро принесли пользу как общественности, так и экономике», — подчеркивает государственный контролер Элита Круминя.
По мнению Государственного контроля, бенефициарами построенной сети должны быть домохозяйства, коммерсанты и самоуправления.
При дальнейшем развитии сетевой инфраструктуры Министерство транспорта должно уделять больше внимания развитию инфраструктуры «последней мили» — обозначить ситуацию не только в стране в целом, но и в каждом населенном пункте, где были сделаны инвестиции и сеть не была развита до домохозяйства. На основании полноценной оценки Министерство транспорта должно принять решение о возможной поддержке коммерсантов, самоуправлений или даже домохозяйств в соответствии со спецификой каждого места, или необходимо объективно и честно признать, что услуга «последней мили» в каком-то месте не будет развита.
По мнению ревизоров, развертывание сети и затраты на создание точек доступа могут быть оптимизированы путем определения оптимального местоположения точек доступа, а не путем создания расширений до каждого оператора электронной связи в волости.
Поскольку инфраструктура сети электронной связи развивает не только ЛГЦРТ, но и другие государственные предприятия, такие как Latvijas dzelzceļš и Latvenergo, Министерству транспорта необходимо улучшить координацию, чтобы максимально совместно пользоваться уже построенной инфраструктурой без создания новой. До настоящего времени выполнить это не удалось, поскольку каждое учреждение разработало свою сеть для своих собственных целей, а Министерство транспорта не разработало отраслевую политику, охватывающую государственные сети электронной связи.
Не удалось выполнить и рекомендации Европейской комиссии — создать единую базу данных и картографический материал по развернутой в стране инфраструктуре электронной связи, обеспечивая доступность такой информации в одном месте как для операторов сетей электронной связи, так и для учреждений государственного управления. Это, в свою очередь, существенно затрудняет разработку высококачественных политик на основе данных и эффективное вложение государственных и частных инвестиций, а также совместное использование сетей.
Nav izdevies arī īstenot Eiropas Komisijas rekomendācijas – izveidot vienotu datubāzi un kartogrāfisko materiālu par valstī izbūvēto elektronisko sakaru infrastruktūru, nodrošinot šādas informācijas pieejamību vienkopus gan elektronisko sakaru tīklu komersantiem, gan valsts pārvaldes iestādēm. Tas, savukārt, būtiski traucē veidot kvalitatīvu, uz datiem balstītu politiku un lietderīgu gan publisko, gan privāto investīciju veikšanu, kā arī tīklu koplietošanu.