Нынешняя практика и порядок обслуживания недвижимой собственности Риги указывают на довольно неудачную модель управления имуществом, не соответствующую современным тенденциям управления недвижимым имуществом, сообщил после проведенной ревизии Госконтроль.
«Эта модель децентрализованная и раздробленная, без стандартизированных принципов управления, без анализа расходов различных процессов и на конкретные объекты недвижимости, без четко обозначенных задач и результативных показателей», — отмечает Госконтроль. После ревизии Госконтроль заключил, что управление собственностью воспринимается Рижским самоуправлением слишком узко — больше как обслуживание собственности. К тому же оно непонятно другим участникам рынка, чья деятельность связана с недвижимым имуществом.
Не соблюдается хорошая практика управления собственностью
Департамент собственности Рижской думы управляет в целом около 30 000 объектами недвижимости стоимостью 1,5 млрд евро из в целом состоящих на общем учете самоуправления объектов недвижимости общей стоимостью 2,1 млрд евро. Ежегодно на различные процессы, связанные с управлением недвижимостью расходуется не менее 30 млн евро.
Госконтроль отмечает, что управление собственностью начинается с полного учета имеющихся объектов. В учете объектов недвижимой собственности Риги ревизоры вывили существенные недостатки.
Например, в базе данных учета недвижимости самоуправления Риги указаны также здания, которые ревизоры в процессе ревизии не нашли — например, на месте жилого дома по адресу ул. Лизума, 12, находится кладбище, а указанных в учете зданий на аллее Талавас, 15 (Tālavas gatve), и гараж на аллее Бривибас (Brīvības gatve) 356G в природе не существует.
В ходе ревизии выявлено, что самоуправление не осознает общую картину о всем принадлежащем ему имуществе и не знает, каково его техническое состояние и финансовые показатели. Собственность сдает в аренду по низким ценам, в результате чего бюджетные доходы сокращаются, а средств в собственность приходится вкладывать больше. Самоуправление также не определило объем и частоту работ по содержанию собственности, и не имеет полной информации об этих работах.
Хорошая практика управления недвижимым имуществом предусматривает разделение собственности на три первичных портфеля: основной (объекты, необходимые самоуправлению в конкретный период), активный (объекты, которые могут пригодиться в будущем) и портфель отчуждения (объекты, которые не потребуются). Результаты ревизии указывают на то, что часть объектов, находящихся на учете самоуправления, не нужны для осуществления функций самоуправления. В то же время не оценена перспектива использования этой собственности в соответствии с принятым самим же самоуправлением порядком и критериями. Возможно, имущество, которое сейчас не требуется для осуществления функций самоуправления, может пригодиться коммерсантам.
Сейчас обслуживание недвижимости самоуправления Риги осуществляют ООО Rīgas serviss, ООО Rīgas pilsētbūvnieks, ООО Rīgas Namu pārvaldnieks и ООО Rīgas nami.
Госконтроль подчеркивает, что самоуправление должно создать обоснованную и подходящую для него модель управления недвижимостью, поскольку нынешняя модель сложилась исторически. Самоуправление не оценило, какое учреждение могло бы осуществлять управление экономичнее, продуктивнее и эффективнее, в том числе в процессе сдачи собственности в аренду, а также в процессах, касающихся обслуживания и развития.
Ремонт и обновление, забыв о пожарной безопасности
Последствиями некоординированного управления являются и непонятные приоритеты ремонтных работ и развития, нехватка доступности информации, непонятные решения и нехозяйственные действия. Полученные в ходе ревизии факты указывают на то, что содержание зданий в Риге не направлено на их безопасное и надежное использование. Ремонтные работы проводятся без указания того, ремонт каких повреждений и на каких объектах имеет приоритет и должен осуществляться вне очереди.
Ревизоры признают, что подобная практика не исключает риск возникновения угрозы жизням и здоровью пользователей этой собственности, а также не гарантирует ее сохранность в будущем.
Так, например, самоуправление провело ряд работ по содержанию и благоустройству, необходимые для обеспечения деятельности образовательных учреждений, однако ревизорам пришлось признать, что эти работы не способствовали повышению безопасности зданий и не устранили, например, возможную угрозу возгорания. Система пожарной безопасности не оборудована либо устарела и не соответствует требованиям нормативных актов по крайней мере в 30 общеобразовательных учреждениях Риги.
В то же время самоуправление с 2015 года провело в данных учебных учреждениях различные работы по содержанию и благоустройству, однако они не коснулись систем пожарной безопасности, хотя это требование обязательно. Так, например, в Пушкинском лицее обновлены помещения школьного музея, в Рижской 93-й средней школе проведены работы по благоустройству и обновлены дорожки, а в Рижской 9-й средней школе были проведены работы по реновации входного портала. Благоустроена спортивная площадка, обновлен спортзал и кухонный блок, однако система пожарной безопасности в этих учебных заведениях так и не оборудованы.