Государственный контроль уже несколько лет в проводимых ревизиях предлагает решить вопрос о пенсиях за выслугу лет и призывает политиков наконец вернуться к дискуссии об изначальном значении этого пенсионного механизма, которое было утеряно с годами.
«В этом году мы впервые подсчитали размер взятых на себя обязательств государства по выплате пенсий за выслугу лет и представили их в финансовом годовом отчете (ФГО) государства», — сообщает Госконтроль.
Эти будущие обязательства уже составляют миллиарды евро, а среди политиков возобновились дискуссии о расширении круга получателей пенсий за выслугу лет. Государственный контроль еще раз подчеркивает, что без пересмотра существующих пенсий за выслугу лет или при расширении круга получателей пенсий за выслугу лет возникают серьезные сомнения в способности доходов государственного бюджета покрывать эти расходы в будущем.
В Латвии существует политика пенсий за выслугу лет, которая дает право лицам, работающим в нескольких профессиях, таких как военнослужащие, дипломаты, прокуроры, судьи, сотрудники внутренних дел, артисты государственных и муниципальных профессиональных оркестров, хоров, концертных организаций, театра и цирка и представители других профессий, на получение пенсии за выслугу лет до достижения общего пенсионного возраста.
По мнению Государственного контроля, эта сфера не упорядочена и не соответствует сути пенсионной политики Латвии. Политика пенсий за выслугу лет является несправедливой по отношению к получателям пенсий по старости, поскольку позволяет получать более крупную пенсию, размер которой не зависит от накопленного пенсионного капитала, и позволяет им продолжать работать по профессии, из которой работник вышел на пенсию из-за снижения трудоспособности и социальной опасности.
С годами круг получателей пенсий за выслугу лет расширился, однако комплексной оценки профессий для включения в систему пенсионного обеспечения за выслугу лет не проводилось.
Международные требования, введенные в этом году в бухгалтерском учете и годовой отчетности государственного сектора, наконец, раскрывают истинную картину будущих обязательств нашей страны в отношении пособий по окончании трудоустройства, включая пенсии за выслугу лет, которые составляют большую часть этих обязательств. С каждым годом значительно увеличивается объем средств государственного бюджета, необходимых для выплаты пенсий за выслугу лет. Если в 2011 году для пенсий за выслугу лет требовалось 45 миллионов евро, то в 2020 году они уже составляют 77,5 миллионов евро. Будущие обязательства по выплате пенсий за выслугу лет уже достигли 4 миллиарда евро.
Расчеты обязательств должны были быть завершены уже весной 2019 года при подготовке годовых отчетов министерств, центральных государственных учреждений и самоуправлений, но из-за недостаточных действий Государственной кассы наступил хаос. Учреждениям было неясно, кто и каким образом должен рассчитывать пособия по окончании трудоустройства и в отчетах каких учреждений эти обязательства должны отражаться.
По настоянию Государственного контроля предоставить четкие и недвусмысленные инструкции составителям финансового годового отчета государства, Государственная касса начала переговоры с учреждениями только в январе 2020 года. Однако руководство, подготовленное Государственной кассой, было неполным и ошибочным, и было уточнено лишь после призыва Государственного контроля к министру финансов для вмешательства. Таким образом, при подготовке ФГО были рассчитаны дополнительные обязательства в размере 1,4 миллиарда евро.
Государственный контроль также обнаружил в ходе ревизии, что самоуправлениям необходимо инвестировать дополнительные ресурсы, чтобы получать информацию из Государственного архива и иметь возможность рассчитать эти обязательства. После административно-территориальной реформы важно обеспечить бесплатный доступ к необходимой информации.