Формируется и в Латвии эффективная и экономически обоснованная система обслуживания биологических отходов, и происходит ли ее введение в установленные сроки? К сожалению, результаты ревизии ясно показывают, что нет, отмечает Государственный контроль.
Ревизионная служба поясняет, что нынешняя система не соответствует ситуации в стране, например, исходя из числа жителей и плотности населения. Введение системы существенно задержалось, поскольку это происходит хаотично, без координированного управления и сотрудничества со всеми заинтересованными сторонами. Если система вводится лишь формально, в первую очередь, жители не будут мотивированы и не будут сортировать биологические отходы в том объеме, который необходим для запланированной мощности инфраструктуры. Во-вторых, жители будут переплачивать за обслуживание биологических отходов. В-третьих, возможные санкции, если установленные ЕС цели не будут достигнуты в назначенные сроки, означают для Латвии убытки.
Госконтроль призывает полностью пересмотреть выбранный подход к введению системы и ее развитию, и найти оптимальное решение, чтобы по-возможности эффективнее использовать доступные финансовые средства и инфраструктуру.
Комментирует член совета Госконтроля Эдгар Корчагин: «Обслуживание отходов в Европе, в том числе в Латвии, уже сейчас не входит в группу бесплатных услуг, и впредь ожидается подорожание услуг обслуживания отходов. Домохозяйства уже сейчас переживают рост расходов на многие товары и услуги.
К сожалению, если в Латвии не будет создана эффективная система обслуживания биологических отходов и не будет использована возможность получить доход от переработанных отходов, мы рискуем возложить на плечи жителей еще одно дорогое бремя — содержание этой системы».
«Если не «перезапустить» нынешний подход, задуманная система будет очень дорогой для государства и недружественной по отношению к жителям, к тому же негативное влияние на госбюджет могут оказать и потенциальные санкции ЕС, если система не будет введена вовремя», — отмечает Корчагин.
Он также указал, что финансовая нагрузка в данном случае напрямую коррелирует с поведением жителей, подразумевая участие в системе сбора отсортированного мусора — отделяя от общих отходов те, за которые не нужно платить, снижается объем отходов, за который предусмотрена плата.
Так и проявляется принцип «загрязнитель платит».
Выявленные риски позволяют прогнозировать, что если система переработки биологических отходов не будет введена в срок, придется считаться с санкциями.
С 2010 по 2018 годы общее количество отходов в ЕС увеличилось на 5%, или на 114 млн тонн. Директива Европейского парламента и Совета ЕС определяет, что к 2023 году удельный вес бытовых отходов, хранящихся на мусорных полигонах, должен быть снижен до 10% от общего объема бытовых отходов. При этом биологически отходы составляют примерно половину всех бытовых отходов.
Госконтроль отмечает, что, к сожалению, в Латвии введение системы сортировки отходов происходит очень медленно, и к концу 2023 года планируется завершить лишь инфраструктуру для переработки биологических отходов. Выявленные в ходе ревизии риски указывают на то, что в установленные ЕС сроки в Латвии не удастся ввести эффективную систему обслуживания биологических отходов на всей территории страны и установленные директивой цели достигнуты не будут, что означает применение санкций ЕС в отношении Латвии.
Минимальная сумма единоразового штрафа составляет 392 000 евро, но в зависимости от тяжести нарушения и его продолжительности штраф может быть и больше.
Максимальный размер санкций — 11 566 120 евро в год до момента устранения нарушения.
Госконтроль указывает на целый ряд недостатков и проблем, включая нюансы создания необходимой инфраструктуры, контроля качества компоста, а также на вопросы, касающиеся сортировки, переработки отходов и дальнейшей реализации получившегося продукта. Служба указывает на сложившуюся парадоксальную ситуацию: в Латвии создается система, в которой биологически отходы будут перерабатываться за дорого, а действительности нет ни самих перерабатываемых отходов, ни способов использования полученных в результате переработки ценных материалов.
Фундаментальная проблема такой политики кроется в децентрализованном формировании системы, без эффективной координации.
Госконтроль также указывает на опыт других стран, который показывает, что без активного участия жителей создать эффективную систему сбора сортированного мусора в Латвии не получится. Однако мероприятия по информированию населения о значении сортировки отходов были недостаточны, несмотря на инициативы, поступающие от общественных организаций и энтузиастов «зеленого» образа жизни.
«Привлечение общественности не всегда ограничивается информационным буклетом или рекламой, но подразумевает также проективную работу, например, предлагая жителям бесплатные контейнеры для сбора биологических отходов, таким образом способствуя их пониманию и вовлечению», — отметил Корчагин.