Государственная железнодорожная администрация проверяет жалобу предприятия Baltijas Ekspresis о предполагаемом искажении рынка, то есть когда одному грузоперевозчку разрешено то, что другим — нет. «Возникает абсурдная ситуация: частные перевозчики, чтобы транспортировать грузы, вынуждены брать определенную часть услуги у своего злейшего конкурента — LDz Cargo, дочернего предприятия Latvijas dzelzceļš. Если не устранить последствия продолжительного искажения рынка в масштабе Латвии, то санкции от Еврокомиссии (ЕК) могут стать разрушительными для страны», — рассказывает в интервью BNN директор Государственной железнодорожной администрации Юрис Иесалниекс.
«Если Latvijas dzelzceļš продолжит в том же духе и будет не пытаться не решать проблему, а жаловаться на нас [Государственную железнодорожную администрацию] как надзорный орган в суд с необоснованными обвинениями, то у нас по этой причине может и не быть возможности решить этот вопрос на месте [в Латвии], и придется делать это через Еврокомиссию», — продолжает Иесалниекс. «Такого дела в сфере Конкурентного права в Латвии еще не было. Как надзорный орган, мы вынуждены устранить это долгое и грубое искажение рынка грузоперевозок», — подчеркивает директор Государственной железнодорожной администрации.
Он отмечает, что расследование предполагаемого искажения рынка грузоперевозок проверяет и Еврокомиссия. «Они сотрудничают и с нами — берут информацию. Мы пытаемся их убедить, что сами можем решить проблему, что нет необходимости налагать штрафные санкции. В Испании и Голландии они составляли десятки миллионов евро», — рассказывает он.
«Сейчас мы ищем юридическую аргументацию, чтобы добиться устранения этой ситуации. Наша цель — не наказать Latvijas dzelzceļš, что могло бы быть согласно Закону о конкуренции. Поскольку с 2019 года Latvijas dzelzceļš будет субсидируемым государством предприятием, то логично, что штрафные санкции придется платить из госбюджета, а это не в наших интересах как госучреждения», — говорит в интервью BNN Иесалниекс.
Как отмечает Иесалниекс, чтобы Латвия не получила штраф, многое зависит от того, как поступит Latvijas dzelzceļš. «Если предприятие поймет, что нужно резко менять отношение, что этот шаг — подавать в суд на надзорный орган — абсолютно не отвечал законам ни Латвии, ни Европы, то, несомненно, еще есть возможность убедить Еврокомиссиию в том, что мы сами можем урегулировать ситуацию», — рассказывает Иесалниекс.
По мнению Иесалниекса, это одна из причин, почему Latvijas dzelzceļš хочет сместить его с должности директора Государственной железнодорожной администрации, так как решения не нравятся предприятию.
Всю ситуацию — судебный процесс между надзорным органом и предприятием, за которым осуществляется надзор, — Иесалниекс называет «бредом». «Предприятие Latvijas dzelzceļš, которое на 100% принадлежит государству, используя субсидии из госбюджета, борется против самого государства. Возможно ли с точки зрения налогоплательщиков еще что-то «более бредовое»?» — комментирует Иесалниекс судебный процесс, в котором Latvijas dzelzceļš просило сменить директора Государственной железнодорожной администрации.
Уже сообщалось, что в ходе судебного разбирательства между ГАО Latvijas dzelzceļš (LDz) и Государственной железнодорожной администрацией по вопросу об использовании здания вентспилсского депо Административный районный суд отклонил просьбу LDz сменить представителя Государственной железнодорожной администрации Юриса Иесалниекса, который является также директором данного учреждения.
В ходе судебного разбирательства LDz оспаривает административный акт Государственной железнодорожной администрации от 5 декабря 2017 года, которым она запретила превращать здание вентспилсского депо в склад неиспользуемой техники.
Иесалниекс сказал, что владелец здания — LDz, с которым ООО Baltijas Ekspresis заключило договор на 12 лет об использовании здания депо для работ по техобслуживанию локомотивов. Примерно через год после заключения договора LDz захотело расторгнуть его и превратить депо в склад неиспользуемой техники. Государственная железнодорожная администрация запретила LDz это делать, потому что, как пояснил Иесалниекс, действующая с 2016 года редакция Закона о железной дороге не позволяет приспосабливать (перестраивать) здания депо под другие функции. «Это можно делать только, если здание два года не используется по своему прямому назначению. Но в данном случае действовал договор, предусматривавший использование здания депо по своему прямому назначению», — пояснил Иесалниекс.
LDz в ходе этого судебного разбирательства просило заменить Иесалниекса, так как сомневается в его объективности, потому что он единолично руководит Государственной железнодорожной администрацией и решения не принимаются коллегиально. Также LDz указало в просьбе суду, что у Иесалниекса принципиально негативное мнение об LDz, так как Иесалниекс считает, что LDz осуществляет действия, ограничивающие конкуренцию.
А Иесалниекс сказал, что LDz пытается отстранить от судебного процесса руководителя надзорного органа, используя искаженные факты, ложь и документы, не относящиеся к этому процессу.
«По-моему, LDz пытается меня дискредитировать, и это не связано с судебным процессом, это какая-то более сложная игра. Считаю, что это связано с позицией Государственной железнодорожной администрации по вопросу о выплатах LDz, где возможна огромная экономия, а также экономия средств госбюджета», — сказал Иесалниекс.
Следующее заседание Административного районного суда назначено на 9 ноября.