Готовится прекращение действия Закона о репатриации. Он больше не оправдывает изначальную идею

Правительство ознакомилось с подготовленным Министерством внутренних дел Латвии сообщением об оценке действия Закона о репатриации, поручив министерству во вторник, 10 января, подготовить поправки, предусматривающие прекращение действия упомянутого закона.

Данное сообщение было подготовлено по инициативе Министерства иностранных дел и Министерства внутренних дел, чтобы проинформировать правительство о росте интереса со стороны граждан Латвии к выезду из России с намерением перебраться на постоянное проживание в Латвию. Закон определяет, что репатриантом считается лицо, имеющее гражданство Латвии, или один из родственников которого по прямой восходящей линии является латышом или ливом и которое добровольно переселяется на постоянное место жительства в Латвию.

С 1995 года, когда закон вступил в силу, разделение стран происхождения репатриантов резко изменилось. Если на начальном этапе действия закона потоки репатриантов были более равномерно распределены между направлениями восточных и западных государств, то начиная с 2010 года в 85% случаев статус репатрианта или его члена семьи предоставлялся гражданам России, Белоруссии и Украины. При этом за 12 лет удельный вес граждан России достиг в среднем 62%.

В 2022 году доля российских граждан составила уже 81% от числа лиц, которым предоставлялся статус репатрианта или члена его семьи.

Число заявок особенно выросло, когда в результате нападения России на Украину под угрозой оказалась экономическая и международная стабильность России. В прошлом году было получено уже 430 заявок от российских граждан, а статус репатрианта или члена семьи репатрианта был предоставлен 220 гражданам России.

После вторжения России в Украину представительства Латвии продолжали свою работу, предоставляя консульские услуги как подданным Латвии, так и иностранцам, в том числе выдавая долгосрочные визы тем гражданам третьих стран, которые получили положительное решение УДГМ о предоставлении статуса репатрианта.

Исключением стали граждане России, принятие заявок на получение виз от которых в Латвийских представительствах начиная с 25 февраля 2022 года было существенно ограничено. Визы гражданам России выдавались лишь в отдельных исключительных случаях, если они были связаны с гуманными соображениями. При этом, если гражданин России, в том числе репатриант, сталкивался с угрозой по этническим соображениям или ввиду политических взглядов, такое лицо могло получить визу также по гуманным соображениям.

В период с 1 января по 7 сентября 2022 года латвийские представительства получили 35 заявок на получение долгосрочной визы от людей, получивших статус репатрианта или статус члена семьи репатрианта в Латвии. Во всех этих случаях визы были выданы.

Однако, как указывает МВД, данная статистика не дает полной картины о возможностях этих лиц въезжать в Латвию. Лица, получившие положительное решение о статусе репатрианта, могут обратиться в представительство за визой. Но если в распоряжении лица уже имеется действительная шенгенская виза, в том числе выданная другим государством, оно имеет право на въезд в Латвию и может обратиться в УДГМ за получением постоянного вида на жительство.

Также в УДГМ могут напрямую обратиться и те получившие статус репатрианта граждане третьих стран, которые могут въезжать в Латвию без виз.

В последние годы госучреждения, участвующие в решении вопросов репатриации, заметили, что

вид на жительство запрашивают граждане России и других стран, у которых один из предков был латышом или ливом, при этом видно, что ранее эти люди не имели связей с Латвией

— здесь не проживают их родственники, с которыми они поддерживали бы регулярные контакты, а также ранее они не посещали Латвию, хотя и путешествовали в другие страны Европы, и дальнейшая их жизнь не связана с Латвией.

Тенденция получать вид на жительство в Латвии лишь для того, чтобы потом удобно передвигаться по странам Шенгенского договора, особенно четко обозначилась в период ограничений из-за пандемии Covid-19. Посольство Латвии в России получило большое число заявок о вопросах репатриации — о возможностях получить вид на жительство в Латвии, нередко при общении выражались намерения не жить в Латвии, а использовать возможные преимущества.

После начатой в России кампании по мобилизации в сентябре вопросами репатриации задались лица, которые не собирались переезжать в Латвию, но желающие получить постоянный вид на жительство, чтобы переселиться сюда в случае мобилизации.

В сообщении говорится, что документ — постоянный вид на жительство, — выдаваемый лицам, дает возможность постоянно находиться в Латвии, свободно путешествовать по странам Шенгенского договора, получать медицинские услуги и прочие социальные гарантии, и при этом не требуется доказывать, что лицо действительно проживает в Латвии или соответствует критериям интеграции, предусматривающим владение латышским языком на уровень A2.

Другим иностранцам такое разрешение выдается лишь после пяти лет непрерывного проживания в Латвии и прохождения проверки на знание госязыка. Опыт других государств Европейского союза в данной области также указывает на то, что принцип благоприятного отношения на основе этнической принадлежности в основном не практикуется.

В то же время УДГМ, рассматривая заявки о репатриации, констатировали другую, столь же тревожную тенденцию — большую долю поддельных документов.

Граждане России, Азербайджана, Казахстана, Киргизии, Украины подают документы с поддельными записями о национальности и штампы. За последние годы проведено примерно 217 проверок по подозрениям в подделке документов, начато около 80 уголовных процессов, и примерно 200 видом на жительство аннулированы.

В сообщении отмечается, что возможности выявить эти поделки весьма ограничены, поскольку, чтобы убедиться в верности указанных сведений, требуется обратиться к выдавшему документу государству, которое не всегда отвечает на запросы.

Данная тенденция вызывает беспокойство о рисках, связанных с тем, что эти лица после получения статуса репатрианта могут претендовать и на предоставление латвийского гражданства, поскольку и в рамках этой процедуры выявить подделку непросто, а иногда невозможно. Сейчас констатировано, что в целом 27 лиц хотели получить или получили гражданство Латвии, подав ложные документы. У четырех их указанных лиц гражданство Латвии отнято.

Сейчас ведется процедура лишения гражданства Латвии в отношении еще одного лица, которое в качестве репатрианта было зарегистрировано гражданкой Латвии. В регистрации гражданства отказано 22 лицам, при этом 16 из них были репатриантами.

Учитывая вышесказанное, следует, что нынешний порядок репатриации следует пересмотреть, а

действие Закона о репатриации должно быть остановлено, поскольку фактически поток репатриации в Латвию больше не соответствует основной идее, содержащейся в преамбуле закона

— способствовать возвращению на этническую родину соотечественников, покинувших Латвию из-за угрозы геноцида, войны или ассимиляции.

Поскольку большинство репатриантов и членов их семей не являются гражданами Латвии, возможность въехать в Латвию и проживать здесь лицам, имеющим латвийское или ливское происхождение, можно было бы сохранить в Законе об иммиграции, предусмотрев выдачу временного вида на жительство сроком на пять лет. Спустя пять лет, если лицо подтвердит, что оно переселилось в Латвию и освоило госязык на степень А2, ему может быть выдан постоянный вид на жительство.

В нынешних условиях лицам предоставляется статус репатрианта, покрываются расходы на переселение и выплачиваются ежемесячные пособия, предусмотренные в нормативных актах, но фактически большинство из них в Латвии не проживает, а после получения пособий продолжают жить в государствах, откуда прибыли, либо отправляются в другие страны ЕС в поисках работы.

Читайте также

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Пожалуйста, введите ваш комментарий!
пожалуйста, введите ваше имя здесь

Новости