Сейчас самый большой вызов развитию и конкурентоспособности Риги в Балтийском регионе — неконтролируемое развитие Пририжья, на что в своем докладе о Латвии указала и Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), признается социальный антрополог и градостроитель Виестурс Целминьш.
«Серьезный вызов заключается в том, что рижской инфраструктурой — дорогами, школами, детсадами, культурными учреждениями, парками — пользуется больше людей, чем платят налоги. В Риге задекларировано более 600 тыс. жителей и еще почти столько же в Пририжье или в столичном районе, и большая часть из них пользуются и рижскими ресурсами. К тому же в последние годы мы видим, что число жителей Риги сокращается или стоит на месте, а в Пририжье виден рост. Однако нагрузка на рижские ресурсы возрастает», — рассказывает Целминьш.
Он добавляет, что это фундаментальный вопрос, который предстоит решить в будущем, если мы хотим, чтобы Рига продолжала развиваться и конкурировать в Балтийском регионе.
«Рига — третий после Стокгольма и Санкт-Петербурга крупнейший город в регионе Балтийского моря. Санкт-Петербург географически находится у Балтийского моря, но вопрос, можем ли мы его анализировать вместе с нами в едином европейском ареале культуры и бизнеса. А стокгольмский пример показывает, что этот город постепенно охватил окружающие муниципалитеты и начал обслуживать эту территорию в единой административной системе. Но у нас ситуация сейчас отличается de facto и de iure. De facto рижскими ресурсами пользуется все Пририжье, а de iure существуют административные границы, в которых у каждого муниципалитета есть свой кошелек и свои нужды», — говорит Целминьш.
Он отмечает, что серьезные проблемы создает и то, что муниципалитеты Пририжья в предыдущее десятилетие свободно позволяли развиваться населенным пунктам, не задумываясь при этом, доступны ли новым жителям соответствующие транспорт и социальная инфраструктура. «И теперь мы видим, что муниципалитеты Пририжья идут к государству и говорят: нам нужны дороги, детсады и т. д. Но, дорогие друзья, где вы были, когда позволяли застраивать поля без какой-либо инфраструктуры, необходимой для жителей?» — спрашивает градостроитель.
Нынешнее сотрудничество между Ригой и муниципалитетами Пририжья оценивается как весьма условное. «В лучшем случае это только разговоры, а в худшем — нет даже разговоров. Честным подходом было бы рассчитать, сколько жителей Пририжья пользуются рижской инфраструктурой и потом договориться о распределении расходов», — признается Целминьш.
Однако он подчеркивает, что муниципалитеты сейчас своего рода заложники ситуации, так как она сложилась из-за того, что жители принимали индивидуальные решения о том, где жить. Поэтому надо думать не только о том, как наилучшим образом решить ситуацию между Ригой и муниципалитетами Пририжья, когда большая часть жителей Пририжья работает и учится в Риге, но и о том, как удержать жителей в Риге.
«Есть много вещей, которым мы можем поучиться у Финляндии, Швеции или Дании. Поэтому речь и о том, есть ли Риге что предложить, к примеру, семьям с детьми? достаточно ли много в Риге съемных квартир или есть дефицит? есть ли нам что предложить молодым профессионалам? есть ли нам что предложить иностранным и местным студентам? То есть не только смотреть на тот факт, что люди живут за городом и работают в городе, но т думать, как сделать, чтобы люди выбирали для проживания город, и где для этого есть привлекательные места», — говорит Целминьш.
Уже сообщалось, что ОЭСР в обзоре об экономике Латвии указала, что, несмотря на географическое расположение и размер латвийской столицы, международная конкурентоспособность Риги ниже, чем у подобных городов в регионе Балтийского моря. ВВП на душу населения в Риге в среднем лишь 70% от других столиц в регионе. ОЭСР отмечает, что отток жителей из Риги в Пририжье вызывает опасения, связанные с социально-экономическими, транспортными, инфраструктурными и экологическими вопросами.
Ref:224.112.112.7487