Установленные Москвой санкции больше проблем создадут Литве, чем Польше, Латвии или другим странам, поскольку движущая сила литовского бизнеса — экспорт в Россию. Такое мнение телеканалу Info TV высказал редактор международного отдела журнала The Economist Эдвард Лукас.
— Надеюсь, что Запад воспользуется ситуацией и будет активнее покупать литовскую продукцию. Я давно призывал людей не покупать товары российского производства, так как в этой стране бизнес связан с криминальным режимом. Вероятность ухудшения отношений с Россией существовала всегда. Поэтому я всегда советую странам диверсифицировать свой экспорт и не направлять его только в Россию. Надеюсь, что страны, которых затронули санкции, воспользуются этой хорошей возможностью изменить профиль своей экономики, — говорит он.
На вопрос о том, могут ли российские санкции расколоть Европу, если, к примеру, премьер-министр Финляндии Александр Стуб готов просить у Евросоюза компенсацию за возможный экономический кризис, эксперт ответил, что каждый бизнес должен сам оценивать свои риски.
— Несправедливо облагать налогами другие предприятия, чтобы компенсировать убытки тех предприятий, которые ради легкой прибыли сотрудничали с Россией. Можно временно изменять регулирование, а вообще Европе следовало бы избегать российского рынка, по возможности снижать свою зависимость от него. Это трудно, но Европа должна усвоить этот урок», — подчеркнул он.
Как отмечает Лукас, в действительности «холодная война» в отношениях Запада и России и не заканчивалась. Ситуация особенно ухудшилась в последние годы, после возвращения Путина на пост президента, когда Россия, задействовав энергетический рычаг, денежную и пропагандистскую кампанию, пыталась укрепить свое влияние в соседних странах.
По его прогнозам, ситуация в России лишь ухудшится. «Путин сам себя загоняет в угол. Он пытается демонизировать Украину и Запад, уверяя, что на Украине правят фашисты, которые убивают детей и совершают прочие жестокие преступления. Это неправда, но россияне этому верят. С окончанием украинского кризиса Путину будет труднее отступать. Он может взяться за грязные дела в Молдове или балтийских странах, попытаться совершить экономическое давление на Украину», — полагает обозреватель.
И совсем скептически он ценил возможность, что события последних месяцев, в том числе катастрофа малайзийского самолета, могут наметить поворотную точку в восприятии Европой России.
— Эти события не пробудят Европу, чтобы она до конца поняла, с чем имеет дело. Хорошая новость — это то, что украинским силам удается одержать верх над повстанцами, но Украина сталкивается с другими проблемами. В стране экономический кризис, ей нужно заново оживлять свою политику, <…>, а Запад должен помочь Украине преодолеть эти проблемы. Но я не уверен, что Брюссель к этому готов. Сомневаюсь и в том, что НАТО понимает, что ситуация в балтийских странах изменилась, и у них появились серьезные угрозы. Не знаю, есть ли в Еврокомиссии лидеры, которые смогут преодолеть эти проблемы. Я разочарован отношением Америки к событиям на Украине. Не думаю, что Барак Обама хочет ввязываться в решение проблем безопасности Европы», — рассуждает Лукас.
По его словам, Россия уже хорошо освоила «миротворческую» тактику в Южной Осетии и Абхазии и не нужно позволять ей продолжать такое, но это сложная задача и проверка для Европы на способность принимать решения.
Редактор The Economist полагает, что Путин продолжит политику агрессии и репрессии, и должностные лица из его окружения заинтересованы в том, чтобы ситуация на Западе ухудшилась. Даже если Путин будет отодвинут в сторону за недостаточно активные действия на Украине, редактор полагает, что Россию ждет печальное будущее, изоляция и нестабильность.
Ref: 102.112.112.1101