У людей сложилось множество различных заблуждений как относительно целей, так и относительно работы ломбардов, считает Агрис Эвертовскис – председатель правления крупнейшей латвийской сети ломбардов Lombards24.lv. По его словам, плохая репутация часто мешает найти компетентных работников, несмотря на конкурентоспособную зарплату.
Как вы стали представителем ломбардной отрасли?
В 2008 году мой друг, работавший в этой отрасли много лет, предложил мне совместно открыть ломбард. Это произошло в то время, когда еще были свободные деньги, и хотелось начать небольшой собственный бизнес. Сначала мы открыли один ломбард на улице Дзирнаву 119. Бизнес оказался довольно успешным и через пол года мы уже получали прибыль.
Позже один знакомый финансовый инвестор предложил развить эту отрасль и создать современную сеть ломбардов. Когда мы занялись этим в октябре 2009 года, за десять месяцев нам удалось открыли еще пятьдесят филиалов. Сейчас у нас 64 филиала в 32 городах, а в течение месяца планируется открыть еще три-четыре филиала.
Каковы, по вашему мнению, главные критерии успеха?
Есть такое мнение, и надо признать, не без повода, что в ломбардах мрачно и неуютно, работники раздражительные, а в некоторых помещениях даже грязно. Наша идея была – создать ломбард высшего класса. Это касалось как помещений с большими витринами, так и качества обслуживания клиентов, которому мы уделили особое внимание.
Каков ломбардный рынок Латвии? Могли бы вы назвать какие-либо тенденции?
Сейчас количество ломбардов в Латвии составляет примерно 250 филиалов. Что же касается предприятий, которые управляют этими ломбардами, то есть несколько сетей ломбардов, из них примерно четыре крупнейшие, затем идут мелкие сети и индивидуальные коммерсанты. Сейчас принят закон с целью привести этот рынок в порядок. Теперь ломбарды обязаны покупать лицензию, которая стоит 50 000 латов, эти деньги нужны для обеспечения контроля, а также для борьбы с нечестной конкуренцией, чтобы ограничить деятельность тех коммерсантов, которые, например, продают заложенное имущество, нарушая условия договора.
Что касается тенденций, у многих предпринимателей создалось впечатление, что в период кризиса «ходовой» бизнес это, скажем, булочки, ношеная одежда и ломбарды. Они полагали, что эти сферы в кризис не будут работать «в минусах». Поэтому многие открыли свои ломбарды, из-за чего конкуренция усилилась а внешний вид ломбардов изменился. Но те ломбарды, которые существовали еще до этого, не уделили большого внимания ни мерчандайзингу, ни обслуживанию.
Как кризис повлиял на работу лобмбардов?
У людей о ломбардах есть два основных представления, одно из которых я уже упомянул – в кризис ломбарды успешны, а второе заключается в том, что большая часть вещей так и остается у нас. Оба этих мнения ошибочны. Во-первых, в период кризиса дела у ломбардов шли хуже, чем продвигался экономический подъем, потому что в период рецессии люди становятся пассивнее. Наш бизнес – это одалживание денег, а при экономическом росте люди занимают больше, их доходы становятся более стабильными и регулярными, а потому они лучше знают, когда смогут вернуть кредит. Человек знает, что в определенный день будет зарплата, и если ему немного не хватает до зарплаты, он приходит и закладывает свои вещи. Если у человека абсолютный кризис, у него нет работы, но есть телевизор, он отнесет его в ломбард, продаст и получит больше денег. Также в период экономического подъема многие клиенты ведут свою предпринимательскую деятельность, и им тоже может понадобиться какой-то краткосрочный кредит, например, чтобы купить оборудование или отремонтировать что-то. Такие клиенты закладывают более дорогие вещи – крупные золотые украшения или машины. Обычно в период кризиса бизнес у них не идет.
И второе представление о том, что люди оставляют в ломбардах свои вещи, тоже ошибочно. Вещи, принесенные в ломбард, как правило, нужны людям. Например, есть у человека часы за 2 000 латов и ему срочно нужны деньги. Он не может отнести эти часы в банк и получить за них деньги. Это вроде бы ценная вещь, но кредит за нее не дадут. Но он может пойти в ломбард, где за эти часы ему дадут 1 000 латов. При этом человек будет совершенно уверен, что, вернувшись и заплатив проценты, он вернет себе заклад. Из всех вещей, которые люди закладывают в ломбардах, не выкупают около 15%. 85% вещей выкупаются, и сейчас появляется тенденция роста этого показателя.
Конечно, бывают случаи, когда человек отправляется в ломбард от отчаяния, но этот процент очень маленький. Мы выкупаем вещи, но признаем, что для нас это не так выгодно, потому что человек, продав вещь, может получить за нее больше денег.
Как на вас влияет рост цен на золото? Увеличилось ли количество покупателей золота?
Постепенный рост цен на золото лучше, чем их постепенный спад, потому что, если человек заложил вещь и не пришел ее выкупить, мы от этого получаем меньше денег, чем одолжили. На вопрос, зарабатываем ли мы больше, если цены на золото растут, я отвечу – нет. С ростом стоимости золота конкуренты поднимают свои процентные ставки. Таким образом, пропорция остается сбалансированной. Когда мы только начинали, за один грамм золота давали 6 латов, теперь же это 14-15 латов.
Люди не приносят в ломбарды больше золота лишь потому, что цены на него растут. На активность больше влияет летний и зимний сезоны – осенью и зимой у ломбардов больше клиентов, чем летом, когда люди отдыхают, собирают грибы и ягоды.
Какие предметы чаще всего сдают в ломбарды?
В основном люди приносят золото и серебро, потому что они ценные и их просто принести. Также сдается много электроники, здесь самую большую категорию составляют мобильные телефоны, также стоит упомянуть телевизоры, DVD-плееры, радиотехнику, электроинструменты, реже приносят часы и бытовую технику.
Как определяется стоимость вещи?
Стоимость наиболее распространенных вещей приемщики и так знают. Если вещи более специфичные или редкие, тогда приемщиик смотрит, как оценивается вещь такого типа в интернете. Исходя из того, за сколько можно продать такую вещь, мы чаще всего оцениваем ее в границах от 50 до 70% от стоимости. При этом учитывается тот риск, что человек може не явиться за залогом и ломбарду придется его продать. На специфические товары, которые будет сложнее продать, процент, который можно получить, будет ниже. Например, если принесут лыжи летом, процент будет ниже, а если зимой – выше.
Как вы оцениваете решение об ограничении рабочего времени ломбардов? Какое влияние это окажет, и можно ли таким образом бороться со сдачей краденых вещей?
Есть версия, что такое ограничение принято, чтобы бороться с крадеными вещами, возможно, это направлено на улучшение общественной нравственности, чтобы по ночам никто не бродил. Но для достижения этих целей, можно было действовать и иначе, ведь не понесут же люди ночью краденые, а днем некраденые вещи. К тому же, правительству следовало сначала наладить тесное сотрудничество между ломбардами и полицией. Каждому человеку, чтобы заложить вещь, нужно показать паспорт, так что, если бы у нас были фотографии или списки воров, мы и сами могли бы их задерживать, потому что от краденых вещей мы только теряем – это уже не наш бизнес. Но такого сотрудничества нет.
После введения этого ограничения вы почувствовали, что количество посещений ломбардов сократилось?
Ограничение времени немного повлияло на размер выдаваемых кредитов, который упал примерно на 15%. Конечно, если человеку нужны деньги, он придет и утром.
Государство от принятия этого закона теряет, потому что мы на 20-30 процентов сократили количество работников, а вместе с тем уменьшились и налоги, которые мы платили государству, а безработица увеличилась.
Есть ли какие-то рекомендации, как избежать приема краденых вещей?
То, с чего правительству надо было начать борьбу с дальнейшим распространением краденых вещей – это не борьба с ломбардами, которые записывают данные заемщика и хранят у себя заложенную вещь, а поиск покупателей таких вещей, например в районе центрального вокзала или на блошиных рынках. Там оборот краденых вещей в сто раз больше, чем во всех ломбардах. Опытный вор никогда не понесет вещь в ломбард, потому что знает – там ему придется показать свои данные.
Есть ломбарды, которые так и работают по ночам, игнорируя установленное законом ограничение. Они просто занимаются выкупом вещей или называются комиссионными магазинами и покупают вещи, то есть занимаются именно тем, чему правительство так сопротивляется, от этого страдают такие ломбарды, как мы. Поэтому закон очень несовершенен.
Это было больше политическим решением, возможно, под давлением со стороны общества этот закон и был популярным. Но, по сути, он не решает ни вопрос оборота краденых вещей, ни нравственные проблемы в обществе.
Вы каким-то образом проверяете, краденая вещь или нет?
На них ведь не написано, что они краденые. Но если появляются подозрения, например, когда приносят компьютер, приемщик может спросить пароль или параметры. Если это собственность человека, он будет знать, какая у компьютера оперативная память и размер жесткого диска. В компьютере 18-летнего парня не может быть архитектурных проектов. Есть критерии, по которым мы оцениваем такие вещи и, в результате, можем их не принять.
Существует ли контингент постоянных клиентов?
Большая часть клиентов постоянные, поскольку обращение в ломбард – это все же интимный процесс. Например, как люди ходят к одному и тому же стоматологу, так они ходят и в один и тот же ломбард. Им важно знать, что с заложенной вещью ничего не случится, важно качество обслуживания, к тому же, им заранее известны все условия.
Стоит отметить, что рынок краткосрочных кредитов во всем мире огромен. В Латвии, например, в интернете, этот рынок тоже велик. Но надо иметь ввиду, что он не доступен для людей с плохой кредитной историей, а таких очень много. К тому же, этот рынок не доступен для тех, кто не пользуется интернетом, а таких, согласно статистике, почти половина жителей Латвии. Поэтому, когда им не хватает денег, остается только занять у соседа или пойти в ломбард. Недавно мы начали предлагать новый продукт — кредит до 100 латов без залога. Это услуга ориентирована на людей с хорошей кредитной историей и регулярными доходами, которые не являются пользователями интернета.
Как вы думаете, в Латвии когда-нибудь изменится представление о ломбардах?
Общественное мнение меняется очень-очень медленно. Я думаю, что когда-то у ломбардов была хорошая репутация. Первый ломбард в Латвии открылся еще до войны, да и во всем мире они появились еще до банков. По сути, ломбард выполняет такую социальную функцию – если у человека закончились деньги, но ни сосед, ни банк не дают в займы, ломбард — хорошиий выход. Не есть же теперь землю.
Из-за этого негативного обобщенного мнения наше предприятие столкнулось с проблемой в поиске компетентных работников. Многие люди не допускают даже мыли о работе в ломбарде, хотя эта работа не сильно отличается от должности продавца на Statoil, к тому же зарплаты здесь очень конкурентоспособные.
Мне предлагали работать в ломбарде. С одной стороны было бы интересно научиться мастерству оценщика золота, например. Но с другой стороны, места, где находились эти ломбарды, очень смущали.
А вот я рискнул, щас работаю и очень доволен.
Работа не пыльная, общение с людьми мне по душе.
Продавцом работал до этого уже лет 10, а тут практически тот же продавец.
И кстати да, (цитата): «…зарплаты здесь очень конкурентоспособные.»
Статья располагает воспользоватья услугами этого ломбарда. Хорошая реклама, вобщем.
Здравствуйте, в Ломвардсю24.лв я купила мобтелеф. Ваш работник уверял, что телефон отличный. Когда начла пользоваться телфоном, многое в телефоне,меня не устраивает. ПОШЛА В ОБРАТНО В ЛОМБАРД ЧТОБЫ ВЕРНУТЬ ТЕЛЕФОН,ЧЕК У МЕНЯ ЕСТЬ,НО ВАШ РАБОТНИК ОТКАЗАЛСЯ ПРИНЯТЬ ТЕЛЕФОН ОБРАТНО,МНЕ ДАЖЕ НЕ ДАЛИ ВАШ НОМЕР ТЕЛЕФОНА,ЧТОБЫ Я МОГЛА ВАМ ПОЗВОНИТЬ. ЦЕНА НА КУПЛЕННЫЙ ТЕЛЕФОН ЗАВЫШЕНА. ТЕЛФОН КОТОРЫЙ Я КУПИЛА В ВАШЕМ ЛОМБАРДЕ НЕ СТОИТ 160 ЛАТ. ВАШ РАБОТНИК НЕЧЕСТНО ОЦЕНИВАЕТ ТОВАР. ДАЛА СВОЙ НОМЕР ТЕЛЕФОНА ВАШИМ РАБОТНИКАМ,ЧТОБЫ ОНИ ПОЗВОНИЛИ ВАМ, А ВЫ МНЕ,НО ДОСИХ ПОР ВЫ НЕ ПОЗВОНИЛИ,ЭТИМ ПОСТУПКОМ СДЕЛАЛИ ПЛОХУЮ РЕПУТАЦЫЮ СЕБЕ. СЕЙЧАС ПОЙДУ К ВАШЕМУ РАБОТНИКУ,ОН СЕГОДНЯ РАБОТАЕТ. ГОРОД ДАУГАВПИЛС.
cmo ebanoe naebwiki,prodajut gavno i kred procenti pipec hotj vewajsja razvodjat narod,bilab vlastj spalil bi k hujam
Кантора плохая, обманывают накручивают сколько им в голову стукнет , процент сумасшедший .
Это ЧМО, а не человек этот Агрис Эвертовскис. Он просто аферист. Держитесь подальше от ЭкспрессКредит и Банкноты. Они ведут бизнес нечестно, постоянно меняют условия. Обманывают как клиентов, так и работников. Их философия: все клиенты лохи и обокрасть надо по-максимому.