Директор ООО MADARA Cosmetics Улдис Илтнерс и председатель правления, автор брендов и продуктов Лотте Тисенкопфа-Илтнере в интервью BNN отметили, что мы все вместе должны создать такую среду в Латвии, чтобы была мотивация платить налоги и вместе развивать страну, а жители не считали предпринимателей жуликами. В результате в лучшую сторону изменится и сотрудничество предпринимателей со Службой государственных доходов (СГД), которое сейчас скорее репрессивное и агрессивное.
Какие важнейшие события произошли за последнее время в представляемой Вами отрасли?
В Европе продолжает расти спрос на натуральную косметику. Например, данные по рынку Германии свидетельствуют о том, что в местах торговли товарами широкого потребления растет оборот у тех продуктов, которые заявлены как натуральная косметика или из натуральных компонентов. К сожалению, этот прирост составляет по большей части продукция крупных косметических концернов, которые промаркированы как содержащие натуральное сырье, хотя состав искусственный, а также товары private-label в основном в категории низких цен и с искусственным составом. Эта тенденция ясно свидетельствует о том, что у покупателей есть желание приобретать натуральную и безопасную косметику, но нет знаний о том, как ее отличить от традиционных продуктов. Несмотря на тенденцию во всем мире выбирать «экологичные» и долговечные товары, в регламенте по косметической продукции в Европе, в отличие от продовольственно-сельскохозяйственного регламента, не указано, что такие слова, как природный, биологический, экологичный должны применяться. Сейчас единственный способ как натуральную косметику отличить от традиционной — сертификаты ECOCERT, Soil Associataion, чьи печати должны быть на видном месте упаковки.
Интересны так же глобальные тенденции косметической продукции и привычек использования, которые меняют ассортимент производителей. Пришедший из Азии тренд мультифункциональности способствовал появлению новых категорий продуктов. И MADARA тоже не осталась в долгу: выпустила, к примеру, DAILY DEFENCE — мультифункциональный и защитный бальзам на каждый день, который можно применять восемью разными способами.
Все больше на желания покупателей влияют бьюти-блогеры: они информируют читателей об актуальных тенденциях продуктах намного быстрее, чем печатные СМИ. Кстати, в Латвии число бьюти-блогеров продолжают расти, а в Финляндии, Дании, Германии многие блоги имеют авторитетную репутацию, к их мнениям прислушиваются. В Финляндии MADARA в 2013 году начала сотрудничество с ведущим блогером, журналистом и автором книг о красоте и здоровом образе жизни Норой Шинглер Zithromax (Noora Shingler), выпустив на рынок серию продуктов MADARA BY NOORA SHINGLER.
В качестве пунктов стремительного роста можно отметить и азиатские рынки, а также интернет-торговлю в Европе, которая растет прогрессивно по сравнению с некоторым застоем в розничной торговле.
Ощущаете или улучшение экономических условий и рост предпринимательской деятельности на рынке?
В каждой стране по-разному. В Латвии четче ощущаем, но очень резких изменений нет, Северная Европа балансирует между развитием и рецессией.
Как оцениваете проводимую правительством экономическую политику по улучшению экономической ситуации в стране?
Очень позитивно оцениваем государственную и европейскую поддержку Центру компетенции химической промышленности, который позволяет повысить конкурентоспособность предприятия через внедрение новых технологий, в результате чего получаем инновационные продукты на рынке. Позитивно оцениваем и вклады программ в товары в высокой добавленной стоимостью, что способствует росту.
Как на Ваш бизнес влияет латвийская политика? Какие изменения в латвийском законодательстве Вы хотели бы видеть? Что мешает, а что помогает?
Хотелось бы, что в стране мы все вместе создали среду, в которой у жителей и предпринимателей была бы мотивация платить налоги и развивать страну вместе. Для того, чтобы этого достичь, предприниматели, государство и самоуправления должны работать профессиональнее, эффективнее и прозрачнее, чтобы у предпринимателей и жителей не возникало сомнений в целесообразности трат налогов. Нужно вытравить коррупцию, непрофессионализм и собственную выгоду в самоуправлениях и госуправлении. Чтобы у жителей и государства изменился взгляд на предпринимателей — предприниматель не жулик. Предприниматель, жертвуя свою энергию, реализует идею, создает рабочие месте и прибыль, и это достойно уважения. Это основа дальнейшего развития государства. Нельзя предпринимателя выставлять потенциальным жуликом, который хочет что-нибудь отщипнуть от государства. Образ предпринимателя как жулика, по-моему, сидит в умах многих чиновников СГД, и поэтому модель сотрудничества с СГД скорее репрессивная, агрессивная, нежели ориентирована на сотрудничество и общую цель — благополучие государства.
Что является «козырем» Вашей отрасли, а что — «Ахиллесовой пятой»?
Козырь — возможность вместе с латвийской наукой разрабатывать новые технологии, на которые опираются новые продукты, и продавать их по миру. «Ахиллесова пята» — сотрудничество между предпринимателем и ученым зачастую не складывается: они не встречаются, не понимают, что могут дать друг другу, работают оторванно. MADARA Cosmetics успешно сотрудничает как с учеными из Латвийского университета, так и с Центром биоматериалов и инноваций Рижского технического университета.
Ощущаете ли нехватку квалифицированной рабочей силы?
Скорее да. Специалистов по нашей отрасли в Латвии не готовят. Подготовка работников и повышение квалификации происходит на предприятии. У нас есть работники и из Франции, где как раз и готовят химиков натуральной косметики и парфюмеров.
Каковы прогнозы на ближайшие пять лет? Экономическая ситуация в отрасли улучшится, ухудшится, не изменится?
Улучшения и падения на косметических рынках зависят от развития стран и регионов. В Латвии ситуация, возможно, улучшится, в Европе немного улучшится или замедлится, а в Азии, США возможен самый большой рост.
Ref: 102.112.112.195